Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии: |
Т.С. Акопян |
Члены комиссии: |
С.А. Иванкова А.С. Вишнякова |
по итогам рассмотрения дела N061/06/99-580/2022 о проведении внеплановой проверки действий Заказчика по соблюдению норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N0358200018222000009 "Интерактивное и мультимедийное оборудование",
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России в порядке п.п. "б" п.1 ч.3 ст. 99 Закона и Поручения ФАС России от 13.06.2019 NМЕ/49839-М/19 проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком требований Закона при проведении электронного аукциона N0358200018222000004 "Дидактическое, методическое оборудование для обучения и коррекционно-развивающей работы" (далее - Аукцион). Внеплановая проверка проведена в заочной форме без участия представителей сторон, без проведения заседания Комиссии в соответствии с п.28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, оператор специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении аукциона в электронной форме" N0358200018222000009:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 18.03.2022 09:30 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 1 961 661,00 рублей;
Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.03.2022 размещено извещение к электронному аукциону.
Закупка осуществляется в рамках национального проекта "Образование".
Согласно протоколу подведения итогов названного электронного аукциона NИЭА1 от 18.03.2022, на участие в аукционе не подано ни одной заявки, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона.
Частью 3 ст. 14 Закона установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 06.12.2021) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N878) определен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения (далее - Перечень).
Установлено, что Заказчик в извещении названного электронного аукциона установил коды ОКПД 26.20.16.190 и 26.20.16.120. Указанные позиции входят в Перечень (26.20.16 - устройства вводы или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства), однако, Заказчик в извещении не установил ограничения и запреты согласно Постановлению N878, что является нарушением ч. 3 ст. 14 Закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации
Правила формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Техническому заданию, Заказчик закупает следующие позиции: "Интерактивный комплекс с вычислительным блоком", "Интерактивный рабочий стол. Профессиональный стол психолога-дифектолога", "Интерактивная песочница - умный стол", "3D-принтер", "Принтер текстильный", "Смарт-доска". Под указанные позиции, закупаемые Заказчиком, подходят, например, такие позиции КТРУ, как 26.20.16.120-00000001 (Принтер), 26.20.16.120-00000105 (3D-принтер FDM). В нарушение ч. 6 ст. 23 Закона, Заказчик не установил описание объекта закупки согласно КТРУ.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, следующий электронный документ:
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к содержанию заявки на участие в конкурентном способе установлены в ст.43 Закона, среди которых:
1) информация и документы об участнике закупки:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом, статьей 49 Закона определен порядок проведения электронного аукциона, содержание заявки на участие в названном конкурентном способе (ч.1 ст.49 Закона), согласно которому заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона.
Таким образом, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения открытых конкурентных способов заказчику необходимо руководствоваться общими положениями к содержанию заявки с учетом специальных норм для конкретного способа.
В соответствии с Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, размещенными в ЕИС, в составе заявки участнику необходимо предоставить, помимо прочего, предложение участника закупки о цене контракта (п.3 Требований).
На основании изложенного, Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки в нарушение ч.1 ст.49 Закона.
Согласно ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 18.03.2022 на участие в закупке не подано ни одной заявки, процедура признана несостоявшейся, в связи с чем основания выдачи предписания отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона, Постановления Правительства РФ N 728 от 26.08.2013 г.,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23, ч. 1 ст. 49 Закона.
2. Предписание не выдавать, поскольку закупка признана несостоявшейся.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.С. Вишнякова
Исп. Вишнякова А.С.
тел.: (863) 240-86-88
to61-vishnyakova@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.