Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):;
ООО "ГАЗПРОЕКТСТРОЙ" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 11987/22 от 29.04.2022) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытых конкурсов в электронной форме на Лот N 23: Выполнение проектных и изыскательских работ на текущий ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Ремонт водопропускных труб на км 79+178, км 80+340 (подъезд к ДЭП транспортной развязки с Таллинским шоссе (съезд транспортной развязки)) автомобильной дороги А-118 Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург (устройство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод); (извещение N 0372100009922000022) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.04.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0372100009922000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 308 490,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценке его заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "Приложение 4 к извещению_ОЦЕНКА ЗАЯВОК ЛОТ 23.xlsx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "2.1.Качественные характеристики объекта закупки".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
Характеристика N 1 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту):
2.Раздел "Инженерно-геологические изыскания" содержит описание в соответствии с требованиями: ГОСТ 33179-2014 (в части требований к составу, последовательности выполнения работ); ГОСТ 32868-2014 (в части требований к методам контроля качества); ГОСТ 21.301-2014 (в части требования к графической части технического отчета);Задания (Приложение N 1 к проекту государственного контракта), в том числе пунктов 10.1, 15.7. Представлен пример оформления отчетной документации (включая графическую часть технического отчета).
5.Раздел "Предпроектное обследование" содержит описание в соответствии с требованиями: |
20 |
2.1.1.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 1) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.1.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 1) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 2 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
5 |
2.1.2.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 2) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.2.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 2) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 3 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
10 |
2.1.1.3 При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 3) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.2.3. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 3) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 4 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
10 |
2.1.4.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 4) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.4.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 4) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 5 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци: |
5 |
2.1.5.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 5) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.5.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 5) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 6 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
10 |
2.1.6.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 6) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.6.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 6) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 7 |
5 |
2.1.7.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 7) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.7.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 7) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 8 |
15 |
2.1.8.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 8) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.8.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 8) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 9
2.Раздел "Конкурсная документация для проведения закупки" содержит описание в соответствии с требованиями: |
10 |
2.1.9.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 9) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.9.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 9) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 10 |
10 |
2.1.10.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 10) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.10.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 10) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". |
Величина значимости Критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлена 30% (коэффициент значимости критерия - 0,3). В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качественные характеристики объекта закупки" (величина значимости показателя: 100% (коэффициент значимости критерия - 1,0)). В рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" оценивается описание участником открытого конкурса в электронной форме выполняемых работ. Отсутствие документов, подтверждающих "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям Закона. Участнику конкурса, не представившему указанные документы, баллы по заявке не присваиваются |
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05- 5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Комиссия УФАС отмечает, что определение порядка оценки заявок является прерогативой Заказчика и устанавливая соответствующий порядок Заказчик исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для оказания закупаемых услуг, при этом установленный в рассматриваемом случае порядок оценки заявок в целом корреспондируется с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе не приведены доказательства, свидетельствующие о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
В указанных обстоятельствах, у Комиссии УФАС нет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГАЗПРОЕКТСТРОЙ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.