Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Заказчик);
ФГБВУ "Центррегионводхоз" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 11991/22 от 29.04.2022) на действия единой комиссии по осуществлению закупок Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме на оказание услуг по контролю за воздействием дноочистных работ на акваторию водных объектов Санкт-Петербурга (извещение N0172200001622000021), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме размещено 08.04.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС), номер извещения N 0172200001622000021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 595 982,85 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неправомерной оценке заявок участников закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок оценки заявок участников конкурса в электронной форме определён ст. 48 Закона о контрактной системе, в ч.11 ст. 48 Закона указано, что члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N 1.
Комиссией УФАС установлено, что в Приложении N 4 к извещению "ПОРЯДОК рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" установлены следующие критерии оценки заявок : "Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"
Детализирующий показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" По детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" принимаются к оценке договора на оказание услуг сопоставимых предмету конкурса.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг сопоставимых предмету конкурса:
- исполненный участником закупки договор (исполненные договора) на оказание услуг сопоставимых предмету конкурса, с приложением дополнительных соглашений и изменений по таким договорам (при наличии);
- акт (акты) оказанных услуг, составленный при исполнении участником закупки договора на оказание услуг сопоставимых предмету конкурса. Последний акт оказанных услуг по договору на оказание услуг сопоставимых предмету конкурса должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются гражданско-правовые договоры, исполненные участником закупки на оказание услуг сопоставимых предмету конкурса, с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Услугами, сопоставимыми предмету конкурса, считаются следующие виды оказания услуг:
- отбор проб природных вод, пробоподготовка, консервация проб, их транспортировка и хранение;
- анализ отобранных проб воды".
При этом согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке комиссией по осуществлению закупок признана соответствующей заявка N111764745 (ООО "Технотерра").
Согласно оценке заявок по детализирующему показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" количество принятых контрактов ООО "Технотерра"- 49 на общую сумму 159 902 134,50 руб, заявке присвоена оценка 40. Среди принятых контрактов, согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 27.04.2022 ООО "Технотерра"). указаны следующие контракты:
Исходя из анализа вышеуказанных договоров, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно приняла к учету представленные участников закупки договоры, так как по своему предмету указанные договоры не являются сопоставимыми предмету конкурса (оказание услуг по контролю за воздействием дноочистных работ на акваторию водных объектов Санкт-Петербурга), что нарушает требования извещения о проведении закупки и ПриложенияN4 к извещению, где Заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок участников конкурса.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными, а в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГБВУ "Центррегионводхоз" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.