Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Соколова Е.А.
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Сериков С.В.
от ООО "Аква" - в отсутствии представителей,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Аква" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 3" города Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона форме N 0321300022322000136 "поставка дезинфицирующих средств".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч.ч. 1, 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии_
1. По первому доводу заявителя установлено, что Заказчик при описании объекта закупки установил необоснованные избирательные требования к запрашиваемым дезинфицирующим средствам в отношении их вирулицидных свойств. Кроме того, Заявитель считает, что Заказчику было необходимо в обязательном порядке указать в техническом задании требование к наличию у запрашиваемых средств вирулицидной активности в отношении полиовируса и аденовируса, так как это, по его мнению, предусмотрено санитарными нормативами.
Вместе с тем на рассмотрении дела было указано следующее:
Объектом закупки (номер закупки N0321300022322000136) является поставка дезинфицирующих средств, относящихся к следующим кодам КТРУ:
20.20.14.000/20.20.14.000-00000005,
20.20.14.000/20.20.14.000-00000007,
20.20.14.000/20.20.14.000-00000006.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 (далее по тексту - Правила N145), Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Обязательное описание товара, которое Заказчику необходимо включать в техническое задание, по позиции КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000005, следующее: Форма выпуска: жидкость.
Обязательное описание товара, которое Заказчику необходимо включать в техническое задание, по позиции КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000007, следующее: Форма выпуска: Салфетка.
Обязательное описание товара, которое Заказчику необходимо включать в техническое задание, по позиции КТРУ 20.20.14.000/20.20.14.000-00000006, следующее: Форма выпуска: Порошок.
Заказчик использует данные позиции КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только обязательную информацию, включенную в позицию Каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару.
Дополнительные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
При этом обоснование включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, имеется ко всем характеристикам закупаемых товаров.
Описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, с учетом действующих на территории Единого Таможенного Союза нормативных документов.
Основными задачами дезинфекции являются предупреждение или ликвидация процесса накопления, размножения и распространения возбудителей заболеваний путем их уничтожения или удаления с окружающих объектов. Каждая медицинская организация имеет свой уникальный микробный профиль, соответственно, напрямую влияющий на выбор дезинфицирующего средства, в том числе, в отношении такой его характеристики, как вирулицидная активность.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. N554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", Главный Государственный санитарный врач Российской Федерации 28 января 2021 года Постановлением N4 утвердил санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", которые обязательны к применению Заказчиком. Однако этот акт устанавливает только минимальные требования к действиям Заказчика по соблюдению санитарного законодательства. СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" не может восприниматься как исчерпывающее перечисление потребностей заказчика. Описание объекта закупки может быть более широким и развернутым, чем положения СанПиН 3.3686-21, но не может противоречить ему.
Описание объекта закупки, представленное Заказчиком в рамках оспариваемой закупки, ни в каком из своих положений не противоречит положениям СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней". Вместе с тем, оно отражает реальную потребность Заказчика в дезинфицирующих средствах, с учетом микробиологического профиля медицинской организации.
СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" содержит следующие указания, опровергающие выводы о том, что потребность Заказчика в требуемой вирулицидной активности должна исчерпываться только и исключительно указанием активности в отношении полиовирусов и аденовирусов:
- п. 125.11: "для дезинфекции медицинских изделий применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного (вирулицидное, бактерицидное, фунгицидное - с активностью в отношении грибов рода Кандида) действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам - между вирусами или грибами рода Кандида (в туберкулезных медицинских организациях - по микобактериям туберкулеза); в микологических стационарах (кабинетах) - по режимам, эффективным в отношении грибов рода Трихофитон".
- п. 125.11: "для дезинфекции медицинских изделий контактикурующим непосредственно с тканями пациента и окружающей средой, длительное время - трубки, зонды, катетеры, металлические или синтетические (полимеры) изделия применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного действия (бактерицидное, вирулицидное, фунгицидное)";
- п. 640: "Основой профилактики инфицирования ВИЧ при оказании медицинской помощи является соблюдение противоэпидемического режима в медицинских организациях в соответствии с санитарно-эпиедмиологическим требованиями. Каждый пациент должен считаться потенциальным источником гемоконтактных инфекций (гепатит B, C, ВИЧ и других)".
- п. 745: "Для проведения дезинфекции (в очагах распространения гепатита В и С) используются средства, эффективные в отношении возбудителей вирусных гепатитов B и C".
- п. 2388. "Для заключительной и текущей дезинфекции в эпидемических очагах используют зарегистрированные дезинфицирующие средства, эффективные в отношении возбудителей вирусных гепатитов А и Е. Дезинфекции подлежат выделения больного (фекалии, моча, рвотные массы), посуда из-под выделений, санитарно-техническое оборудование, поверхности в помещениях, столовая посуда и приборы, остатки пищи, предметы ухода за больными, игрушки, белье (в том числе нательное, постельное, полотенца)".
- п. 2636: "Текущая и заключительная дезинфекция проводится с использованием дезинфекционных средств, разрешенных к применению и эффективных в отношении энтеровирусов, в соответствии с инструкцией (методическими указаниями) по их применению".
- п. 2484: "В очаге после госпитализации больных с синдромом ОВП, полиомиелитом, изоляции носителя ДПВ, ПВВП, вакциноподобного полиовируса типа 2 проводится текущая и заключительная дезинфекция с использованием дезинфекционных средств, разрешенных к применению и обладающих вирулицидными свойствами, в соответствии с инструкцией/методическими указаниями по их применению".
- п. 3584: "Для дезинфекции медицинских изделий применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного (вирулицидное, бактерицидное, фунгицидное - с активностью в отношении грибов рода Candida) действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам - между вирусами или грибами рода Candida. В туберкулезных медицинских организациях - по микобактериям туберкулеза, при этом средства должны быть тестированы на Mycobacterim terrae. В микологических стационарах (кабинетах) - по режимам, эффективным в отношении дерматофитов".
Однако в практических условиях не всегда возможно заранее определить, какой из вирусов появится на том или ином объекте. Заказчик на стадии формирования потребности не всегда может точно определить конкретную вирулицидную активность (виды вирусов), которые лечебному учреждению необходимо будет инактивировать в будущем. Поэтому в ряде случаев в описании объекта закупки Заказчиком не конкретизирована требуемая вирулицидная активность (не перечислены конкретные типы вирусов). Указано только требование к ее наличию, что так же не противоречит положениям СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (п. 2484, 3584, 125.11, 125.12 и пр).
Согласно пункта 84 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", к использованию допускаются дезинфекционные средства, на которые имеются разрешительные документы, выданные в порядке и в случаях, установленных правом Евразийского экономического союза.
В Решении N162 от 08.12.2020 г. Евразийской Экономической Комиссии "О внесении изменения в раздел 20 главы II Единых санитарно-эпидемиологических требований к продукции(товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)" установлен перечень методов исследования эффективности дезинфицирующих средств. В пункте 39 приложения N2 Решения 162 для лабораторий, аккредитованных в РФ, нормативными документами при исследовании вирулицидной активности дезинфицирующих средств являются:
- МУ 3.5.2431-08 "Изучение и оценка вирулицидной активности дезинфицирующих средств"
- Руководство Р 4.2.2643-10 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности".
Пунктом 3 Руководства 4.4.3676-20 установлены методы изучения и оценки вирулицидной активности дезинфицирующих средств. В соответствии с пунктом 3.5.4. испытание дезинфицирующих средств проводят на двух тест-вирусах: вирусе полиомиелита I типа (вакцинном штамме Sabin (LSc-2ab) ("полиовирус") и аденовирусе V типа (штамм Аденоид 75). Средство, показавшее в ходе пред регистрационных испытаний способность инактивировать полио- и аденовирус, включают в группу средств с вирулицидной активностью.
Заказчиком в аукционной документации установлено обязательное требование о предоставлении свидетельства о прохождении государственной регистрации, в составе заявок участников закупки (Приложение N 3 к Извещению об осуществлении закупки).
В ходе осуществления процедуры обязательной государственной регистрации устанавливается соответствие товара (дезинфицирующих средств) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). То есть, тот факт, что дезинфицирующие средства прошли процедуру обязательной государственной регистрации, свидетельствует о том, что они отвечают требованиям Руководства Р 4.2.2643-10 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности" и ГОСТ Р 56990-2016 "Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности".
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя необоснован.
2. По второму доводу заявителя установлено, что требованиям технического задания подходит только один производитель.
Данный вывод является необоснованным в виду следующего:
Заявителем не представлено доказательств свидетельствующих о том, что описание объекта закупки ограничивает количество потенциальных участников закупки в силу того, что под требуемое Заказчику описание подходят дезинфицирующие средства одного производителя.
Более того, необходимо отметить, согласно п. 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Заявителем не представлено доказательств свидетельствующих о невозможности подать заявку на участие в данной закупке.
На основании вышеизложенного, данный довод заявителя необоснован.
Таким образом, в действиях заказчика по доводам заявителя жалобы нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аква" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 3" города Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона форме N 0321300022322000136 "поставка дезинфицирующих средств" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е. А. Соколов
И.Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.