Резолютивная часть решения оглашена 12.05.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП Меньшикова Р.А. на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации водопроводных сетей в п. Чулково Гороховецкого района (участок N 3 протяженностью 2998 м) (N закупки 0128300013022000103), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - администрации Гороховецкого района Деревенчук Е.С. (доверенность от 22.04.2022).
Заявитель жалобы, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
11.05.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 12.05.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-305/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (далее - заявитель, общество) на выполнение работ по модернизации водопроводных сетей в п. Чулково Гороховецкого района (участок N 3 протяженностью 2998 м) (N закупки 0128300013022000103).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок, а именно:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624
Так, согласно локальным сметным расчетам в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:
- укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметром: 110 мм;
- установка вентилей и клапанов обратных муфтовых диаметром: 20 мм, шт
- устройство круглых колодцев из сборного железобетона в грунтах: сухих, 10 м3
Вышеуказанные работы, согласно пунктам 16.1 "Укладка трубопроводов водопроводных", 16.2 "Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей", 16.3 "Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов" Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.
В свою очередь, государственный заказчик должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Однако данного требования в аукционной документаций нет, как и дополнительного требования в соответствии с Постановлением Правительства N2571 от 29.12.2021, что нарушает действующее законодательство и устраняет конкуренцию.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать заказчика внести соответствующие изменения в аукционную документацию.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен и сообщил следующее.
Понятие модернизации в Градостроительном кодексе Российской Федерации не раскрывается.
Публикуя извещение о проведении указанного электронного аукциона Заказчик руководствовался Решением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13.07.2021 N 033/06/31-648/2021 в котором была признана, необоснованной жалоба заявителя, утверждающего, что организация претендующая на заключение муниципального контракта на проведение работ по модернизации водопроводных сетей должна являться членом саморегулируемой организации.
В рамках данной закупки будут осуществлены работы по модернизации водопроводной сети, а не по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, следовательно, требование о членстве в саморегулируемой организации к участникам конкурсных процедур не предъявлялось также, как и дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган в своих письменных пояснениях сообщил, что нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128300013022000103 и документация об электронном аукционе на выполнение работ по модернизации водопроводных сетей в п. Чулково Гороховецкого района (участок N 3 протяженностью 2998 м).
Начальная (максимальная) цена контракта: 8 223 460,00 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе: соответствие "требованиям", установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Предметом рассматриваемого электронного аукцион модернизация участка водопровода.
Согласно локальным сметным расчетам в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены работы по демонтажу и укладке трубопровода, установка вентилей и клапанов, устройство круглых колодцев из сборного железобетона в грунтах сухих.
Вышеуказанные работы, согласно пунктам 16.1 "Укладка трубопроводов водопроводных", 16.2 "Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей", 16.3 "Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов" Перечня, являются работами по реконструкции.
Таким образом, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.
Проанализировав требования документации электронного аукциона, техническое задание, локальные сметы с перечнем работ, подлежащих выполнению в рамках данной закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что в рамках данной закупки будут осуществлены работы по реконструкции участка водопровода, следовательно, в рассматриваемом электронном аукционе неправомерно отсутствует требование к участникам закупки о членстве СРО.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно позиции 10 Постановления Правительства РФ N 2571, при выполнении работ по капитальному ремонту, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей должны быть установлены дополнительные требования о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
В связи с тем, что предметом рассматриваемого электронного аукцион является реконструкция участка водопровода Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемом электронном аукционе неправомерно отсутствуют дополнительные требования, предусмотренные позицией 11 Постановления Правительства РФ N 2571.
Таким образом, довод жалобы ИП Меньшикова Р.А. является состоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации водопроводных сетей в п. Чулково Гороховецкого района (участок N 3 протяженностью 2998 м) (N закупки 0128300013022000103) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.