Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Центр внедрения медицинских технологий" (г.Владимир) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках строительства объекта "Строительство инфекционного корпуса на территории ГБУЗ ВО "ОКБ" по адресу: г.Владимир, Судогодское шоссе, д.41 - компьютерный томограф (извещение N 0128200000122002037), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - ГБУ ВО "Облстройзаказчик"), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области заинтересованного лица - ООО "Реальность" заявителя - ООО Центр "ВМТ"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-310/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Центр внедрения медицинских технологий" (г.Владимир) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках строительства объекта "Строительство инфекционного корпуса на территории ГБУЗ ВО "ОКБ" по адресу: г.Владимир, Судогодское шоссе, д.41 - компьютерный томограф (извещение N 0128200000122002037).
В описании объекта закупки заказчиком указана позиция КТРУ 26.60.11.111-0000001, предполагающая к поставке медицинское изделие по коду номенклатурной классификации 126130 "Система рентгеновской томографии линейной", тогда как описание объекта закупки свидетельствует о потребности заказчика в приобретении медицинского изделия 135190 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела".
КТРУ 26.60.11.119-00000028 содержит соответствующие позиции на объект закупки, в описании которых установлены характеристики данного товара, отражающие потребности заказчика по трем обязательным для применения характеристиками товара, а также по ряду характеристик, не являющихся обязательными для применения.
Следовательно, Заказчик обязан был использовать правильную позицию КТРУ 26.60.11.119-00000028, так как характеристики, указанные в данной позиции дублируются заказчиком при описании объекта закупки и соответственно Заказчик обязан был сделать ссылку на правильную позицию КТРУ 26.60.11.119-00000028.
Кроме того, заявитель полагает, что заказчик, осуществляя закупку, нарушил пункт 5 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, использовав дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ, при том в извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительны требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Кроме того, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок по совокупности требованиям технического задания извещения о проведении электронного аукциона соответствует продукция единственного производителя - компьютерный томограф Incisive CT производства Philips.
Также, заявитель полагает, что в нарушение требований статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в описание объекта закупки включены позиции функционально являющиеся самостоятельными и лишь формально связанными с системой рентгеновской компьютерной томографии, например - сервер-архив для сбора и хранения диагностических DICOM изображений, модуль просмотра медицинских документов и диагностических изображений, портал для диагностического чтения медицинских изображений.
В силу изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку действий заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона составлено в полном соответствии с требованиями пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки установлены дополнительные требования для товара "Компьютерные томографы КТРУ - 26.60.11.111-00000001 (в соответствии с ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные): 26.60.11.111-00000001 Система рентгеновской томографии линейная". В отношении данного кода в каталоге не содержится описания характеристик товара, работы.
Пунктом 7 Правил использования КТРУ предусмотрено, что в случае осуществления закупки товаров, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что и было сделано заказчиком.
В описание объекта закупки включен ряд характеристик, принципиально важных для заказчика, влияющих на качество диагностики и точность методов исследования, исключая погрешность исследований, и которые должен иметь современный компьютерный томограф. Кроме того, требованиям технического задания соответствует продукция не менее 3 моделей компьютерных томографов различных производителей.
Довод заявителя относительно включения в один лот позиций функционально являющимися самостоятельными противоречит действующим профильным нормативно-правовым актам. Так, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2020 N 560 "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований", "Сервер для хранения исследований" и "АРМ врача рентгенолога с пакетом прикладных программ для анализа изображений в формате DICOM" входят в стандарты оснащения рентгенологических кабинетов. "Модуль просмотра медицинских документов и диагностических изображений" и "Портал для диагностического чтения медицинских изображений" не являются отдельными изделиями, а представляют собой неотъемлемую часть программно-аппаратного комплекса и обеспечивают корректную передачу и воспроизведение файлов, полученных с аппарата в ходе исследования.
В силу изложенного, представитель заказчика полагает, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Извещением о проведении указанного электронного аукциона установлено ограничение для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в извещении о проведении указанного электронного аукциона заказчиком в описании объекта закупки установлены следующие требования к поставляемому товару: "Компьютерные томографы КТРУ - 26.60.11.111-00000001 (в соответствии с ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные): 26.60.11.111-00000001 Система рентгеновской томографии линейная".
Вместе с тем, исходя из совокупности требований технического задания извещения о проведении электронного аукциона (например, по позициям "6.4. Минимальное время оборота рентгеновской трубки, сек", "6.10. Максимальное значение питча (шага сканирования) в спиральной режиме", "6.262. Трехмерная реконструкция в режиме виртуальной эндоскопии полого органа с инструментами управления перемещением в режиме навигации, создание и сохранение видео виртуальной эндоскопии"), Комиссия полагает, что в данном случае фактически закупается система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, и, следовательно, код КТРУ - 26.60.11.111-00000001, установленный заказчиком, неприменим.
В силу изложенного, описание объекта закупки произведено заказчиком с нарушением требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Жалоба по данному доводу является обоснованной.
Вместе с тем из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия полагает, что доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
В частности на участие в данной закупке было подано четыре заявки, из них три допущено к участию в закупке. В допущенных заявках были предложены товары различных производителей. В силу изложенного, Комиссия полагает несостоятельным довод жалобы относительно того, что требованиям технического задания извещения о проведении закупки соответствует продукция единственного производителя и в силу этого ограничивается количество участников закупки.
Кроме того, позиции, входящий в предмет закупки (компьютерный томограф) технологически и функционально связаны между собой, доказательств обратного заявителем жалобы представлено не было. В силу изложенного, Комиссия полагает правомерным объединение в составе одного лота товаров, являющимися предметом закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр внедрения медицинских технологий" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках строительства объекта "Строительство инфекционного корпуса на территории ГБУЗ ВО "ОКБ" по адресу: г.Владимир, Судогодское шоссе, д.41 - компьютерный томограф (извещение N 0128200000122002037) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части довода о неверном установлении заказчиком кода КТРУ в извещении о проведении электронного аукциона).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В отношении заказчика, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как ранее в рамках рассмотрения дела N 033/06/33-310/2022 предписание было выдано.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.