Резолютивная часть оглашена
17.05.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Администрации городского округа Тольятти (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "СамараСтройальянс" (далее - Подрядчик, Общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: Строительство дороги по улице Владимира Высоцкого (извещение N 0142200001320009971, ИКЗ 203632000174163240100101920014211414, начальная (максимальная) цена контракта - 66 693 775,88 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "СамараСтройАльянс" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
22.06.2020 между Заказчиком и Обществом на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.06.2020 N0142200001320009971-3-1 заключен контракт на строительство дороги на улице Владимира Высоцкого.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего Контракта, Ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ по объекту: "Строительство дороги по улице Владимира Высоцкого" (Приложение N1 к Контракту), выполнить собственными и (или) привлеченными силами и средствами работы по строительству (далее - работы) объекта "Строительство дороги по улице Владимира Высоцкого" (далее - Объект) и сдать выполненные работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях Контракта.
Результатом выполненной работы по Контракту является построенный Объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности Объекта капитального строительства приборами учета энергетических ресурсов, (пункт 1.3.).
В соответствии с пунктом 7.3.1. Контракта Подрядчик принял на себя обязанность обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией. Приступить к работам в сроки, предусмотренные разделом 5 Контракта и Графиком выполнения и приемки строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту).
Согласно пункту 5.1 Контракта и Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3) в редакции дополнительного соглашения N 2 от 29.04.2021 срок начала выполнения работ: с даты подписания муниципального контракта, срок окончания выполнения работ - 30.09.2021.
При этом часть работ, предусмотренных Контрактом, были выполнены ООО "СамараСтройАльянс" с просрочкой, фактическое предоставление акта о приемке выполненных работ N 6 - 25.11.2021, актов NN 7,8 - 20.12.2021.
По состоянию на 05.04.2022 работы не были закончены.
Таким образом, как указывает Заказчик, Подрядчик допустил просрочку исполнения и ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных Контрактом, в связи с чем Заказчиком 12.04.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
12.04.2022 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено в адрес Поставщика почтовой связью.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 12.05.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных Обществом пояснений следует, что в течение первой же недели после заключения контракта выявилось полное отсутствие готовности объекта к строительству по причине отсутствия разрешительной документации, необходимых согласований проектно-сметной документации, согласованных с собственниками инженерных сетей технических условий, точек подключения объекта к временному электроснабжению и несоблюдения Заказчиком требований пункта 4.6. СП 48.13330.2011 "Организация строительства".
Новыми техническими условиями, выданными ресурсоснабжающими организациями предусматривалось выполнение дополнительных работ, ранее не учтенных в сметном расчете.
После внесения изменений в проектно-сметную документацию была пройдена государственная экспертиза внесенных изменений, по результатам которой ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве" 21.09.2021 было выдано положительное заключение N 63-1-1-2-053845-2021. Согласно вышеуказанному заключению, общая стоимость работ по строительству объекта "Строительство дороги по улице Владимира Высоцкого" составляет 97,2 млн. руб.
Поскольку конструктивных мер в ответ на обращения Подрядчика относительно сложившейся ситуации Заказчик не принимал, ООО "СамараСтройАльянс" закончило работы, выполнение которых было возможно в сложившихся условиях, и уведомило Администрацию г.о. Тольятти об окончании этих работ письмом N 527/1/Т от 25.11.2021.
Общая стоимость выполненных работ составила 47,08 млн. руб., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ по форме КС-3 от 20.12.2021 N ФЗ-7.
Учитывая, что Подрядчиком выполнен значительный объем работ по контракту, Обществом велась активная переписка с Заказчиком в ходе исполнения контракта, проектно-сметная документация не содержала отдельных видов работ, выполненных Подрядчиком в рамках заключенного контракта, а также факт отсутствия сведений об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Заказчик на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивает.
Вместе с тем, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "СамараСтройАльянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СамараСтройАльянс" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.