Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница" - Чернышова А.И. (по доверенности);
Комитета по конкурентной политике Мурманской области (далее также - Уполномоченный орган) - Базоевой Л.В. (по доверенности);
без участия Общества с ограниченной ответственностью "МедАтлас" надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедАтлас" (далее - Общество, Заявитель) на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница" (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", реестровый номер закупки N0149200002322002127 (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет) для нужд Учреждения здравоохранения проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 20.04.2022.
Не согласившись с действиями Заказчика при утверждении извещения о проведении электронного аукциона 29 апреля 2022 года Общество обратилось с жалобой в Мурманское УФАС России.
Учреждение здравоохранения и Комитет с доводами жалобы не согласились, представили свои возражения.
Жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 11.05.2022 в 14 часов 30 минут.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно первому доводу жалобы, в извещении отсутствует информация согласно пунктам 13 и 14 статьи 42 Закона о контрактной системе. Заявитель полагает, что установленные размер обеспечения контракта и срок оплаты товара не соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что в электронной форме Извещения указано следующее: "Преимущества и требования к участникам: Преимущество в соответствии с ч.3 ст.30 Закона N 44-ФЗ", что соответствует пункту 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пункт 1.11 раздела Извещения "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе" содержит указание на то, что заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям (в случае установления в извещении преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона), указанное преимущество установлено в Извещении, следовательно, довод заявителя не находит подтверждения.
Согласно второму и пятому доводу жалобы, Заказчик неправильно использовал код ОКПД2 26.60.12.119, вместо одного из существующих кодов КТРУ. Кроме того, на основе анализа функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки Заявитель пришел к выводу, что Заказчиком установлены ряд характеристик в совокупности, указывающие на конкретные модели единственного производителя. Тем самым Заказчик создал условия для фактического ограничения конкуренции и сокращения количества потенциальных участников закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включённую в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включённую в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объёма выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Перечень радиоэлектронной продукции).
Соответственно заказчик, закупая продукцию, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, не вправе указывать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара. Заказчик обязан при осуществлении закупки продукции, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, использовать информацию, включённую в соответствующую позицию КТРУ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путём проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В извещении о проведении закупки указано, что объектом проводимой закупки является поставка системы ультразвуковой визуализации универсальная.
Заказчик использовал код ОКПД2 "26.60.12.119 - Аппараты электродиагностические прочие", посчитав, что соответствующая позиция по товару отсутствует в размещённом в ЕИС Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом, осуществил описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основе кода ОКПД2 "26.60.12.119 - Аппараты электродиагностические прочие" в КТРУ на момент рассмотрения жалобы сформировано 984 позиции с кода 26.60.12.119-00000001 по код 26.60.12.119-00000983.
При этом наименование товара "Система ультразвуковой визуализации универсальная" в позициях КТРУ сформированных на основе кода ОКПД2 "26.60.12.119 - Аппараты электродиагностические прочие", отсутствует.
Однако в Каталоге товаров, работ и услуг имеется несколько соответствующих объекту закупки позиций: 26.60.12.132-00000033 - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, 26.60.12.132-00000034 - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, 26.60.12.132-00000035 - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, 26.60.12.132-00000036 - Система ультразвуковой визуализации универсальная с питанием от сети, 26.60.12.132-00000037 - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети.
Код товара "26.60.12.132 - Аппараты ультразвукового сканирования" согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 включён в Перечень радиоэлектронной продукции.
Таким образом, Заказчик должен был описать объект закупки в соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ и использовать информацию, включённую в соответствующую позицию.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42, Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ.
Согласно третьему доводу жалобы, Заявитель указывает на идентичность обоснования НМЦК с иной закупкой проводимой Уполномоченным органом.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, одним из электронных документов, включаемых в состав извещения об осуществлении закупки, является обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
НМЦК определена государственным заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Таким образом, требование пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе о необходимости наличия в извещении об осуществлении закупки обоснования НМЦК государственным заказчиком исполнено должным образом.
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют (за исключением гособоронзаказа) осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Подлинность и правомерность расчетов НМЦК, и, следовательно, соответствующие доводы Жалобы относительно идентичности НМЦК с иными закупками, предметом рассмотрения Комиссии в ходе разбирательства по жалобе в данном случае быть не могут в связи с отсутствием у нее соответствующих полномочий.
Согласно письменным пояснениям Учреждения, изначально аукцион с реестровым номером 0149200002322002179 на проведение готовился ГОКУ "Управление централизации закупок Мурманской области" с участием ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ", однако по техническим причинам ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ" вышла из совместной закупки, в связи с чем, Заказчиком использованы цены в файле "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора)" идентичные с закупкой реестровый номер: 0149200002322002179.
Заказчиком на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещен запрос ценовой информации N 0349200020022000034 от 11.04.2022 г. в отношении закупки медицинского изделия (Система ультразвуковой диагностической медицинской с принадлежностями) и направлены запросы 5 (пяти) поставщикам в соответствии с установленными требованиями в описании объекта закупки. По окончании срока подачи ценовых предложений были получены 3 коммерческих предложений с согласием поставки товаров, полностью соответствующих описанию объекта закупки.
Согласно четвертому доводу жалобы, Заявитель указывает на несоответствие, допущенное Заказчиком при установлении требований к участнику закупки и проектом контракта, в части предоставления лицензии в составе заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки Заказчики устанавливают единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом настоящей закупки является поставка медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Частью 11 статьи 34 Закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - Типовой контракт).
Таким образом, при осуществлении настоящей закупки медицинских изделий Заказчиками в соответствии с требованиями Закона и приказа Минздрава России от 15.10.2015 N724н должен быть использован вышеуказанный Типовой контракт.
Условиями применения Типового контракта (пункт 1.1 Типового контракта) предусматривается включение в предмет контракта не только поставку медицинских изделий (далее - оборудование), а также услуг по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (далее - услуги).
В соответствии с требованиями пункта 17 части 1 статьи 12 главы 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - лицензировании) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" Поставщик должен обладать правом либо привлечь соисполнителя, обладающего правом, на осуществление деятельности по сборке, установке, монтажу, наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров Оборудования, вводу в эксплуатацию Оборудования, техническому обслуживанию Оборудования и иметь действующую на весь период исполнения обязательств по контракту, сведения о которой внесены в единый реестр лицензий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения:
- лицензию по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (либо соисполнитель должен иметь указанную лицензию), в части технического обслуживания медицинской техники:
- монтаж и наладка медицинской техники,
- контроль технического состояния медицинской техники,
- периодическое и текущее обслуживание медицинской техники;
либо
- лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (либо соисполнитель должен иметь указанную лицензию), в состав которой входит: Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования) (далее - Лицензия).
В силу пункта 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий является лицензируемым видом деятельности. При этом поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, при проведении электронного аукциона на поставку оборудования и оказание сопутствующих услуг, определённых в предмете контракта, установление требования о предоставлении Лицензий (в том числе сведений о Лицензии) в составе заявки на участие в закупке неправомерно и ведёт к ограничению конкуренции при проведении настоящей закупки медицинских изделий.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что требование о наличии лицензии не установлено к участникам закупки.
В пункте 7.1 проекта контракта указано, что услуги выполняются Поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей, т.е. услуги не обязательно должны выполняться непосредственно Поставщиком, следовательно, в целях недопущения ограничения конкуренции, требование о наличии лицензии у участника закупки не устанавливается, при этом в тексте контракта (пункт 7.1) указывается на необходимость наличия лицензии у исполнителя услуги.
Таким образом, если предмет контракта содержит поставку оборудования и оказание сопутствующих услуг, относящихся к лицензируемому виду деятельности в соответствии с Законом о лицензировании, заказчики вправе установить требование о наличии лицензии у соисполнителя, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о предоставлении указанной Лицензии (в том числе сведений о такой Лицензии) в составе заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается необоснованным.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедАтлас" (далее - Общество, Заявитель) на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница" (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", реестровый номер закупки N0149200002322002127, частично обоснованной.
2. Признать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Апатитско-Кировская центральная городская больница" нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 мая 2022 г. N 051/06/106-262/2022 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - техническое обслуживание - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - ввод в эксплуатацию)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2022