Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления благоустройства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Гремячинского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Теплогазстрой" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проектной документации на строительство блочной котельной в п.Шумихинский Гремячинского городского округа (изв. N 0156600011121000044),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600011121000044 Заказчиком проводился электронный аукцион на разработку проектной документации на строительство блочной котельной в п.Шумихинский Гремячинского городского округа. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 454 191,00 руб.
Заслушав представителя сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "Теплогазстрой" заключен контракт N 0156600011121000044 на Разработку проектной документации на строительство здания на сумму 1 503 805,29 (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 35.5 %.
Однако, в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 12.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется разработать проектную документацию на строительство блочной котельной в п.Шумихинский Гремячинского городского округа (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является проектная документация получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (включая проверку достоверности сметной стоимости), а также рабочая документация . Разработанная документация должна соответствовать требованиям Градостроительного кодекса РФ, требованиям Постановления правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", критериям, установленным Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", техническим регламентам, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным нормативным актам, а также требованиям настоящего Контракта.
1.3. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок выполнения работ: до 30.11.2021 г..
1.5.Место выполнения работ Пермский край, г.Гремячинск, пос.Шумихинский.
1.6. Идентификационный код закупки: 213592103647259210100100540010000414
1.7. Источник финансирования: Бюджет Гремячинского городского округа; Бюджет Пермского края
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ;
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ, без вмешательства оперативно-хозяйственную деятельность;
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата);
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.2. Исполнитель обязан:
4.1.8. Осуществлять приемку результатов выполненных работ по контракту в соответствии с разработанной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
4.1.9. Оплачивать принятые работы по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом;
4.1.10. Оказывать содействие Подрядчику по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат;
4.1.11. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, Подрядчика);
4.1.12. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом;
4.1. Подрядчик вправе:
4.1.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком выполненных работ (ее результата) по настоящему Контракту;
4.1.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком работ;
4.1.3. По истечении гарантийного срока, предусмотренного контрактом, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, направить Заказчику требование о возврате Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств (если такая форма обеспечения гарантийных обязательств применяется Подрядчиком).
4.2. Подрядчик обязан:
4.2.1. Принять обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом по выполнению инженерных изысканий и осуществить подготовку проектной документации с составлением ведомости объёмов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства ;
4.2.2. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом, в целях своевременного направления документации на государственную экспертизу, документы, предусмотренные настоящим контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.2.3. Предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика;
4.2.4. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
4.2.5. В случае изменения реквизитов расчетного счета, Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента соответствующего изменения направить в адрес Заказчика подписанный со своей стороны проект дополнительного соглашения к контракту об изменении банковских реквизитов, подписанный со стороны Подрядчика. В случае неисполнения обязанности по уведомлению об изменении реквизитов расчетного счета, Подрядчик самостоятельно несет все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на расчетный счет, указанный в контракте.
4.2.6. Устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 15 дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
4.2.7. При разработке проектной документации предусмотреть использование строительных материалов, конструкций и оборудования, имеющих сертификаты, подтверждающие их безопасность и соответствие техническим и экологическим требованиям, а также функциональные параметры и характеристики немонтируемого оборудования.
4.2.8. В срок не более одного рабочего дня, известить Заказчика при обнаружении им:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;
- иных независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
При выявлении данных обстоятельств Подрядчик до получения от Заказчика соответствующего указания обязан приостановить выполнение работ. Подрядчик, не предупредивший (не своевременно предупредивший) Заказчика об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, и (или) продолживший работу, не вправе при предъявлении к нему или им к Заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства;
4.2.9. Обеспечивать возможность осуществления Заказчиком контроля и надзора за ходом выполнения работ, в том числе предоставить контактные данные на должностных лиц, входящих в состав рабочей группы проекта Подрядчика и привлеченных субподрядных организаций, а также незамедлительно информировать обо всех изменениях в составе лиц, ответственных за исполнение обязательств по настоящему Контракту со стороны Подрядчика с обязательным приложением оригиналов подтверждающих документов;
4.2.10. При выполнении инженерных изысканий применять средства измерений, прошедшие метрологическую поверку (калибровку)/ аттестацию. Применение нестандартного, уникального или инновационного оборудования должно быть обоснованно в согласованной Заказчиком программе инженерных изысканий;
7.1. Изменение существенных условий Контракта возможно по соглашению Сторон в случаях, установленных Законом о контрактной системе. Все изменения и дополнения оформляются путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к настоящему Контракту. Дополнительные соглашения к настоящему Контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания Сторонами.
7.2. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
7.5. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Часть 12 ст. 95 Закона о закупках утратила силу с 01.01.2022 г.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
12.04.2022 г. - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
12.04.2022 г. - уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
12.04.2022 г. - решение о расторжении договора в одностороннем порядке направлено Подрядчику посредством почтового отправления.
28.04.2022 г. - дата надлежащего уведомления в связи с истечением 15-дневного срока со дня размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе.
11.05.2022 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
04.05.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
13.05.2022 г. - Согласно информации, представленной в ЕИС, исполнение по контракту прекращено.
Таким образом обращение Заказчика направлено в Пермское УФАС России до вступления решения об одностороннем отказе в силу, но на дату принятия решения по обращению указанное решение вступило в силу.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств ООО "Теплогазстрой" выразилось в том, что в установленный срок Подрядчик не направил Заказчику результаты выполнения работ.
Заказчик пояснил, что ранее в адрес Подрядчика неоднократно направлялись претензии о нарушении сроков по контракту (от 30.12.2021 г. N 264, от 16.02.2022 г. N 34), однако отзывы на указанные претензии не поступали, замечания не были устранены.
В отношении указанных положений решения Заказчика об одностороннем отказе Подрядчик пояснил следующее.
Решение об одностороннем отказе Подрядчик считает незаконным и необоснованным, поскольку причиной нарушения сроков выполнения работ послужила просрочка самого же Заказчика по предоставлению исходных данных, а выбор запроектированного оборудования был утвержден Заказчиком в Техническом задании (Заказчик в исходные данные включил разработанный ранее проект котельной стадии "Р", который был передан Подрядчику после заключения Контракта, где выбор оборудования уже был сделан и, соответственно, утвержден Заказчиком, а Подрядчик не имеет права изменять исходные данные). В связи с этим какие-либо основания для включения ООО "Теплогазстрой" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют, так как с его стороны не были предприняты какие-либо действия (бездействие), направленные на уклонение от исполнения обязательств по муниципальному контракту
Предоставление исходной документации является прямой обязанностью Заказчика, о чем указано в п. 11 Технического задания к муниципальному контракту N 0156600011121000044 от 11.06.2021 г., где также содержится примерный перечень этих данных. В связи с этим непосредственно в июне 2021 года после заключения контракта Подрядчик запросил необходимые исходные данные. Наличие исходных данных являются обязательным условием для составления проектной документации, а отсутствие данных служит препятствием подрядчика к выполнению своих обязательств.
Вместе с тем, Заказчик не предоставил исходные данные в полном объеме в разумные сроки. Причем документы, переданные Подрядчику, поступили в его распоряжение спустя большое количество времени, а также после неоднократных просьб о предоставлении таких документов. Более того, на текущий момент часть необходимых документов не передана Заказчиком, что делает невозможным исполнить контракт по причинам, не зависящим от Подрядчика.
18.06.2021 г. письмом исх. N 499 была запрошена исходная документация. В соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ Подрядчик приостановил выполнение работ по контракту с 24.06.2021 г. до предоставления Заказчиком необходимых документов (исходных данных), о чем уведомило Заказчика письмом исх. N 525 от 24.06.2021 г. Как было указано, исходные данные передавались с задержками, частично и не в полном объеме.
ООО "Теплогазстрой" неоднократно уведомляло Заказчика о том, что выполнение работ по муниципальному контракту в обусловленные сроки невозможно из-за неисполнения Заказчиком обязательств по предоставлению исходных данных. Так, по мере предоставления исходных данных работы возобновлялись частично работы по проектированию.
Письмом исх. N 956 от 09.11.2021 г. Подрядчик сообщил Заказчику о возможности только частично возобновить работы по инженерным сетям, на которые получены технические условия, а также представил таблицу по предоставлению исходных данных, из которой наблюдается факт непредоставления отдельных документов по состоянию на 09.11.2021 г., а также предоставление иных документов только спустя месяцы после направления запроса от 18.06.2021 г.
Несмотря на значительную задержку в предоставлении Заказчиком исходных данных, что создало препятствия для выполнения работ по муниципальному контракту и замедлило выполнение работ (в том числе, и приостановку работ), ООО "Теплогазстрой" подготовило проектную документацию и, действуя в рамках муниципального контракта, передало на согласование Заказчику разработанную проектную документацию для согласования Заказчиком, внесения корректировок после предоставления Заказчиком исходных данных в полном объеме и дальнейшего направления комплекта разработанной документации в экспертное учреждение, что подтверждается письмом от 10.11.2021 г. исх.N959. Разработанная документация Заказчиком согласована не была, в ответ 22 ноября 2021 г. в адрес ООО "Теплогазстрой" было направлено письмо исх. N221, в котором Заказчик потребовал "устранить замечания в разработанной проектной документации", а именно, внести корректировки в листы проектной документации (Лист 7, подраздел 6, раздел 5; лист 7, подраздел 7, раздел 5), где был указан конкретный производитель водогрейных котлов, применяемых для строительства блочной котельной, ссылаясь на пункт 4.17 "СП 89.13330.2016 Свод правил. Котельные установки"
Вместе с тем Подрядчик отмечает, что требования к информации, содержащиеся в проектной документации, им соблюдены.
Далее письмом исх. N 1040 от 08.12.2021 г. в адрес Заказчика были направлены документы по приемке работ, в том числе акт N 94 от 30.11.2021 г., который был подписан с обеих сторон и подтверждает выполнение проектных работ (изыскания в полном объеме) на сумму 79 147,65 рублей.
В связи с этим утверждать о нарушении сроков выполнения работ, по мнению Подрядчика, не представляется возможным, так как частично работы были приняты со стороны Заказчика. В последующем ООО "Теплогазстрой" продолжало выполнять проектные работы по контракту по мере поступления исходных данных со стороны Заказчика.
04 марта 2022 года Подрядчику от Заказчика поступило Гарантийное письмо (исх. NИ-428/01-18) о предоставлении актуальных технических условий на подключение газоиспользующего оборудования с учетом изменившегося количества потребителей. 9 марта 2022 года был предоставлен первый вариант списка потребителей, внесенные изменения были направлены в адрес ООО "Теплогазстрой" 17 марта 2022 года, письмом от 18 марта 2022 г. (исх. NИ-532/01-18) была направлена итоговая версия информации по потребителям услуги теплоснабжения.
Далее последовал от Заказчика запрос на внесение изменений в уже разработанную проектную документацию. А письмом исх. N 255 от 21.03.2022 г. Подрядчик на запрос Заказчика сообщил о возможности внесения корректировки при условии предоставления надлежащих исходных данных со стороны Заказчика в полном объеме с учетом внесенных изменений в перечень потребителей.
Письмом N 295 от 31.03.2022 г. проектная документация была направлена на согласование с указанием на то, что полностью надлежащие исходные данные не были предоставлены.
ООО "Теплогазстрой" осуществило корректировку документации в соответствии с актуальным перечнем потребителей теплоснабжения, который был предоставлен Заказчиком письмом N И-532/01-18 от 18.03.2022 г.
Заказчик письмом N124 от 06.04.2022 г. направил замечания к проектной документации, переданной ему 31 марта 2022 г. (с учетом внесенных изменений по просьбе Заказчика), которые полностью были аналогичны замечаниям, указанным в письме N221 от 22.11.2022 г. ООО "Теплогазстрой" ответил на указанное письмо 08 апреля 2022 г. (исх. N321), в котором указал, что полученное письмо N70/а от 01.04.2022 г. аналогично письму N221 от 22.11.2022 г. и письму N124 от 06.04.2022 г., и разъяснил, что наименование поселка Шумихинский в разделе 6 подразделе 5 лист 7 исправлено, по остальным замечаниям: конкретный производитель не может быть исключен из проектной документации по причине того, что сметная стоимость строительства формируется из расчета стоимостей каждой конкретной марки - 5 - оборудования. Исключение из разделов проекта марок оборудования приведет к невозможности формирования сметной стоимости строительства. Дополнительным подтверждением того, что в проекте должна быть указана марка конкретного оборудования является требование о заполнении спецификаций оборудования указанных в т.ч. в п. 4.7 ГОСТ 21.110-2013. - в проекте указан завод-изготовитель котлов по в соответствии с требованиями п. 4.17 СП 89.13330.2016 "В проектах котельных следует использовать поставляемые заводами-изготовителями котлы__" - завод-изготовитель в проекте указан.
Дополнительно Заказчик был уведомлен, что письмом И-532/01-18 от 18.03.2022 г. главы городского округа - главы администрации Гремячинского городского округа увеличена тепловая мощность проектируемой котельной и ООО "Теплогазстрой" в кротчайшие сроки провело корректировку проектной документации, с последующим направлением документации в адрес Заказчика письмом N295 от 31.03.2022 г. 08.04.2022 г. Подрядчик обратился в КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" с заявлением о проведении государственной экспертизы разработанной проектной документации. 20.04.2022 г. в адрес ООО "Теплогазстрой" поступил ответ от КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" (письмо исх. N 71/22-1.22-исх), согласно которому в принятии представленных документов было отказано по причине отсутствия документации, относящейся к компетенции Заказчика, а также в связи с отсутствием доверенности на подачу документации в экспертную организацию и документа, подтверждающего передачу проектной документации, которые могут быть предоставлены только Заказчиком. В этот же день 20.04.2022 г. письмом исх. N 375 Подрядчик уведомил об этом Заказчика и попросил устранить данные недостатки. Вместе с тем, какие-либо ответы со стороны Заказчика в адрес ООО "Теплогазстрой" не поступали
Относительно замечаний к проектной документации Подрядчик сообщает следующее.
В силу статьи 760 ГК РФ Подрядчик при исполнении Контракта не обязан согласовывать с Заказчиком до начала выполнения работ по проектированию документации применение в проекте конкретных проектных решений, а также оборудования конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Контрактом (Техническим заданием) предусмотрены условия, обязательные для исполнения сторонами указанного контракта. К таким условиям относятся, в том числе, технические характеристики оборудования, которое указывается в проектной документации, иные условия. Заказчик не вправе требовать от Подрядчика исполнения обязательств, не предусмотренных Контрактом.
Об этом Заказчик был неоднократно уведомлен, что следует из представленной переписки сторон. Основания для одностороннего отказа от исполнения контракта в части нарушения срока выполнения работ созданы Заказчиком искусственно, потому что только - 6 - в ноябре 2021 г. были частично возобновлены работы по разработке проектной документации.
Также все обстоятельства были описаны Заказчику при направлении в его адрес письма исх. N 411 от 27.04.2022 г. об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в пределах десятидневного срока (п. 13, 14 ФЗ N 44).
Таким образом, между сторонами существует спор гражданско-правового характера.
ООО "Теплогазстрой" отмечено, что оно готово в установленные сроки выполнить оставшуюся часть работ (прохождение государственной экспертизы проектной документации) по контракту после предоставления Заказчиком необходимых исходных данных, отсутствие которых делает невозможным окончание выполнения работ по причинам, зависящим от Заказчика.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств не может повлечь за собой вывод о недобросовестности ООО "Теплогазстрой", которое предприняло все зависящие от него меры по исполнению договора.
Из информации, представленной в материалы дела установлено следующее.
Письмо N 499 от 18.06.2021 года Подрядчик запросил следующий перечень документов для выполнения работ по контракту:
- ситуационная карта-схема местоположения объекта с указанием границ площадки, ближайших жилых домов (М1:2000);
- справка о наличии особо охраняемых природных территорий местного значения;
- справка о месторасположении пожарной части, удаленности от объекта проектирования, времени прибытия на объект;
- справка об удаленности полигона по утилизации ТБО и ЖБО, подтверждение полигона принять отходы, лицензия полигона;
- актуализированная схема теплоснабжения населенного пункта;
- справка управления ГО (органа местного самоуправления) о близ расположенных опасных производственных объектах и инженерных коммуникациях (при наличии);
- утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план
земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства (в т.ч. кадастровый паспорт на земельный участок);
- перечень потребителей тепловой нагрузки с указанием нагрузок по каждому потребителю, в т.ч. с указанием перспективных потребителей;
- справка о размещении пожарных гидрантов (при наличии в близи площадки строительства, с указанием их на схеме), с приложением протоколов их испытаний;
-ведомость таксации зеленых насаждений;
- паспорт качества природного газа;
- справку о месте размещения диспетчерского пункта (куда будут передаваться сигналы с котельной) и перечень сигналов, которые требуется передавать на диспетчерский пункт;
- гарантийное письмо о заключение договора на поставку дизельного топлива до момента начала эксплуатации котельной;
- справка о наличии зарегистрированных артезианских или иных водоразборных скважин, предназначенных для хоз-питьевого водоснабжения с указанием их защитных поясов (зон);
- химический анализ воды, в объеме представленном в приложении N 1 к настоящему письму;
- справка о бескомпенсационной вырубке зеленых насаждений (или справку о стоимости вырубки) попадающих под пятно застройки;
- гарантийное письмо о заключении договора на сбор, вывоз, транспортирование и обезвреживание/утилизацию твердых и жидких бытовых отходов;
- справка о категории автомобильных дорог, примыкающих к объекту проектирования;
- справку о расстоянии до площадки вывоза излишков природного грунта с площадки строительства объекта;
- выписка ЕГРН;
- разрешения и согласования на использование земельных участков под инженерными сетями, расположенные за пределами территории;
- технические условия на подключение проектируемого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, отвод ливневых и дренажных стоков) с указанием места врезки в существующие коммуникации;
- технические условия на вынос существующих инженерных коммуникаций с территории земельного участка под обустройство газовой котельной (при необходимости);
- исходные данные и требования для разработки в составе проекта мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- разработка ГГО на застройку, получение согласия недропользователей, а также разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых (при необходимости).
Вместе с тем Заказчиком не был представлен полный перечень запрошенных Поставщиком документов, что стало препятствием к выполнению работ по Контракту в полном объеме
Более того, в соответствии с письмом Краевого государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы Пермского края" от 20.04.2022 N 71/22-1.22 исх, Подрядчиком была направлено обращение на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту "Строительство блочной котельной 3,6 МВт с выводом из эксплуатации котельной N9 по адресу: г. Гремячинск, пос. Шумихинский, ул. Попова, 2а" , однако в представленной документации отсутствовали недостатки, такие как непредставление ряда документов.
Согласно сведениям, из ЕИС работы выполнены и оплачены на сумму 79 147,65 руб.
Также Комиссия отмечает, что ООО "Теплогазстрой" исполнено 22 контракта. Следовательно, ООО "Теплогазстрой" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Теплогазстрой"не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Теплогазстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.