Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Квинтет Групп Югра" (далее - Заявитель) на действия Администрации Верещагинского городского округа Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Сквера Победы г. Верещагино по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. Ленина, 20а (изв. N 0156600014722000081),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600014722000081 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Сквера Победы г. Верещагино по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. Ленина, 20а.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурсе в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.04.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 38 809 212,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.05.2022 г.
Комиссия, изучив пояснения участников, представленные документы и информацию отмечает следующее.
Согласно ч. 1. ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о закупках конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В п. 1 Положения установлено, что настоящие Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 Положения: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с требованиями Положения.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно п. 29 Положения показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
Согласно п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156600014722000081 критерии оценки установлены в отдельном файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерии "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40%), включающий следующие показатели: "наличие у участников закупки деловой репутации", "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
- В качестве детализирующего показателя к показателю "наличие у участников закупки деловой репутации" является: признак N 1 количественное значение индекса деловой репутации.
Подтверждается копией сертификата с приложениями, выданного в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.11.2017 N 1795-ст) Применительно к виду деятельности по кодам 42.22 и 42.99 в соответствии с "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 23.12.2021)
Такой документ направляются в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа
- В качестве детализирующего показателя к показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" является: общее количество исполненных участником закупки договоров.
Предельное минимальное значение 5 контрактов (договоров)
Предельное максимальное значение 7 контрактов (договоров)
к оценке принимаются исключительно исполненные договора, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек, предусматривающие выполнение работ (оказание услуг) по благоустройству,
перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
-исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
при этом последний акт, составленный при исполнении контракта должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ;
к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
- В качестве детализирующих показателей к показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" являются:
1) Признак N 1 Квалификация руководителей и ключевых специалистов, необходимых для выполнения работ.
Предельное минимальное значение - 10 руководителей и специалистов
По данному показателю оценивается количество специалистов, находящихся в штате организации участника закупки или привлеченных на договорной основе сотрудников, обеспечивающих оказание услуг по предмету данного конкурса, следующих специалистов:
- Главный инженер
- заместитель главного инженера
- инженер
- инженер ПТО
- директор по строительству
- начальник участка
- начальник производственно-технического отдела
- мастер строительно-монтажных работ
- мастер производителя работ
Образование по Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ подтверждается:
- копией диплома об образовании (магистратура, бакалавриат, специалитет)по направлению "инженер по специальности промышленное и гражданское строительство"
Наличие руководителей и ключевых специалистов, предлагаемых для выполнения работ подтверждается:
- копией трудовых книжек или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме.
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
2) Признак N 2 Наличие рабочих и специалистов, необходимых для выполнения работ.
Предельное минимальное значение - 9 специалистов и рабочих
Наличие работников у участника закупки трудоустроенных в организации (штатных) участника в количестве:
- Главный инженер
- заместитель главного инженера
- инженер
- инженер ПТО
- директор по строительству
- начальник участка
- начальник производственно-технического отдела
- мастер строительно-монтажных работ
- мастер производителя работ
Квалификация трудовых ресурсов (рабочие и специалисты), предлагаемых для выполнения работ подтверждается:
- копией трудовых книжек или сведений о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ
- документы, подтверждающие Членство в национальном реестре специалистов в области строительства
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме.
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Кроме того, в адрес Комиссии не представлено обоснование того, чем квалификация организации с численностью более 10 руководителей и специалистов, а также имеющая более 9 специалистов и рабочих, лучше квалификации участников, содержащих в штате сотрудников меньше указанных количественных величин. Соответственно, установление предельного минимального значения характеристики не является достаточным и объективным для оценки квалификации участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего предельные значения характеристик, установлено нарушение ч. 2 ст. 8, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заказчика в отношении установленного требования к образованию специалистов пояснил, что исходя из характера работ по предмету контракта (указанных в Техническом задании в совокупности с Дизайн-проектом), необходимо выполнить совершенно разные виды работ, относящиеся в отдельности как к строительству, так и к ремонту объектов капитального строительства и автодорог, соответственно, установлен минимальный штат специалистов с познаниями в данных областях и участвующих в организации работ. Высшее образование означает качество организации выполнения работ.
В ходе внеплановой проверки также установлено следующее.
Заказчик по детализирующему показателю оценки: общее количество исполненных участником закупки договоров установил предельное минимальное значение 5 контрактов (договоров), а также предельное максимальное значение 7 контрактов (договоров).
Комиссия отмечает, что при проведении закупок Заказчик в целях выявления лучших условий выполнения работ, должен способствовать соблюдению конкуренции между участниками закупки. Вместе с тем, устанавливая предельные значения, Заказчик с одной стороны - уравнивает участников, имеющих опыт выше установленных значений, с участниками, имеющими опыт на уровне предельных значений, установленных характеристик; и с другой стороны - лишает возможности участников, обладающих опытом ниже предельных значений, права на справедливую и честную конкуренцию в рамках конкретной закупки. Соответственно, участники не имеют возможности конкурировать за победу в процедуре Закупки при наличии объективного опыта выполнения работ.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего предельные значения характеристик, установлено нарушение ч. 2 ст. 8, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Заказчик также по детализирующему показателю оценки: количественное значение индекса деловой репутации установил следующую формулу оценки:
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом 44-ФЗ (БХi) рассчитывается по формуле, предусмотренной подпунктом г) пункта 20 Положения:
Где:
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки;
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки
- предельное максимальное значение характеристики (индекса деловой репутации), установленное заказчиком 94.
В адрес Комиссии не представлено обоснование того, чем обусловлено установление предельного значения индекса деловой репутации, определенного значением 94. Соответственно, установление предельного максимального значения характеристики не является достаточным и объективным для оценки квалификации участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего предельные значения характеристик, установлено нарушение ч. 2 ст. 8, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Квинтет Групп Югра" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Сквера Победы г. Верещагино по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. Ленина, 20а (изв. N 0156600014722000081) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 2 ст. 8, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 2 ст. 8, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки по жалобе.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.