Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО Химико-фармацевтический концерн "Медполимер" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии им. С.Г. Суханова" Министерства здравоохранения РФ (г. Пермь) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (изв.N 0356100029522000136),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029522000136 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.04.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 993 230,20 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.05.2022 г.
Заявитель полагает, что включение в объект закупки лекарственного средства "Калия и магния аспарагинат" ограничивает потенциальное количество участников закупки, поскольку производство и продажа препарата МНН "Калия и магния аспарагинат" принадлежит единственной компании - АО "Фармасинтез".
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, в письменных пояснениях указал, что МНН "Калия и магния аспарагинат" и "КАЛИЯ АСПАРАГИНАТ+МАГНИЯ АСПАРАГИНАТ" идентичны, не имеют ни одного отличия. Данный факт подтверждается информацией, находящейся в официальных источниках. При формировании объекта закупки Заказчиком был произведен анализ зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов, информация о которых расположена в свободном доступе - на официальном сайте государственного реестра лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru. Основываясь на данных, размещенных на официальном источнике, реализация лекарственного препарата Калия и магния аспарагина, раствор для инфузий 250 мл, на территории Российской Федерации осуществляется несколькими производителями:
1. ООО "ИСТ-ФАРМ";
2. ПАО "Биосинтез".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1,2, 6 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами.
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пп. "г" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о закупках вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со ст. 111.4 Закона о закупках.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 000 рублей, при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки, в частности, является поставка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "КАЛИЯ АСПАРАГИНАТ+МАГНИЯ АСПАРАГИНАТ".
Также согласно извещению, описание закупки указано в приложении "Техническое задание". В соответствии с Техническим заданием к поставке требуется семь лекарственных средств различных МНН, в частности, МНН "Калия и магния аспарагинат" в виде раствора для инфузий, 250 мл.
Согласно данным государственного реестра лекарственных средств, с МНН "Калия и магния аспарагинат" в виде раствора для инфузий объемом 250 мл. без установленной дозировки зарегистрировано следующее лекарственное средство:
- с торговым наименованием "Калия и магния аспарагинат" - раствор для инфузий, 250 мл, производитель ООО "ИСТ-ФАРМ" (ЛП-002005).
Также, Комиссией установлено, что в государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано лекарственное средство с МНН "КАЛИЯ АСПАРАГИНАТ+МАГНИЯ АСПАРАГИНАТ" в виде раствора для инфузий, дозировкой 11.59 мг/мл+7.88 мг/мл и объемом 250 мл., производимое ПАО "Биосинтез" (торговое наименование Аспаркам-L).
Таким образом, утверждение Заказчика о том, что с МНН "Калия и магния аспарагина" в государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы лекарственные препараты производителей ООО "Ист-Фарм" и ПАО "Биосинтез не нашло своего подтверждения, поскольку указанные лекарственные средства зарегистрированы в государственном реестре лекарственных средств по различными МНН - "КАЛИЯ АСПАРАГИНАТ+МАГНИЯ АСПАРАГИНАТ" и "Калия и магния аспарагинат".
На основании указанного выше, Комиссия приходи к выводу, что наименование объекта закупки, указанное в извещении - "КАЛИЯ АСПАРАГИНАТ+МАГНИЯ АСПАРАГИНАТ" не соотносится с требованиями Технического задания, в части, необходимости поставки лекарственного препарата с МНН "Калия и магния аспарагинат", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку как было указано выше данные лекарственные средства отличны друг от друга. Также Заказчиком, в нарушение требований Закона о закупках, Постановления Правительства РФ от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями", в объект закупки включено лекарственное средство МНН "Калия и магния аспарагинат" в отношении которого в государственном реестре лекарственных средств отсутствуют аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Таким образом, с учетом начальной (максимальной) цены контракта в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Химико-фармацевтический концерн "Медполимер" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (изв.N 0356100029522000136) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2022