Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - А.А. Овчар, заместитель руководителя управления, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, Т.О. Аугустан, специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Туруханского района (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации Туруханского района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МКОУ "СШ г. Игарки" им. В.П. Астафьева" размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Колосова М.В. на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300048422000043 (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы было назначено на 11 мая 2022 года в 16 часов 15 минут (по местному времени) по адресу:
г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, в дистанционном режиме. Заказчик, уполномоченный орган и податель жалобы участие своих представителей в рассмотрении жалобы не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что:
- заказчик, в нарушении Закона о контрактной системе, не установил требование о предоставление в составе заявки участника выписки из членства СРО;
- в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует проектно-сметная документация и проект сметы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на "Капитальный ремонт здания МКОУ "СШ г. Игарки" им. В.П. Астафьева", начально-максимальная цена контракта 15 000 000,00 руб.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 (далее - Закон N 384) к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, в том числе, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также смена ограждающих строительных конструкций, а именно ветхих оконных и дверных блоков.
Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено указанным Кодексом
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено указанной статьей.
Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Из изложенного следует, что в рассматриваемой закупке (учитывая размер НМЦК) участниками могут быть только лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в разделе "Преимущества, требования к участникам" установлено следующее: "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ". Факт иных положений, конкретизирующих указанное требование, Комиссия не установила.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Таким образом, Комиссия установила, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены конкретные требования, предъявляемые к участникам закупок, а именно: требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также не указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающий соответствие участника закупки такому требованию. Указанное является нарушением статей 31, 42 Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного, Комиссия признает довод жалобы обоснованным.
Вместе с тем Комиссия установила, что, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.05.2022 NИЭА1, была подана 1 заявка, которая не была отклонена аукционной комиссией. Победителем электронного аукциона признано ООО СК "Система". Комиссией установлено, что в заявке указанного участника электронного аукциона содержалось выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 30.03.2022 г. N3253.
Ввиду изложенного Комиссия решила предписание о внесении изменений в извещение не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Относительно второго довода жалобы Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Как установлено, Комиссией статья 110.2 Закона о контрактной системе регулирует особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Проведя анализ извещения о проведении закупки комиссией установлено, что предметом данной закупки является капитальный ремонт здания МКОУ "СШ г. Игарки" им. В.П. Астафьева", а не строительство или реконструкция объекта капитального строительства. Таким образом, нормы статьи 110.2 Закона о контрактной системе не могут регулировать проведение данной закупки. Ввиду изложенного, довод подателя жалобы является необоснованным.
Также комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что в приложение к извещению о проведении закупки является локальный сметный расчет (смета) N б/н.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик при составлении извещения о проведении закупки не нарушил требований Закона о контрактной системе, в том числе статью 110.2, статью 33 Закона о контрактной системе.На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Колосова М.В. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных
интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России
для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
|
Т.О. Аугустан
|
Исп. Аугустан Т.О.
8(391)211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.