Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ООО "Прайм-Авто" по доверенности от 15.05.2022 г.,
рассмотрев материалы Департамента городского хозяйства администрации города Кирова о включении сведений об ООО "Прайм-Авто" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
УСТАНОВИЛА:
05.05.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от Департамента городского хозяйства администрации города Кирова (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "Прайм-Авто" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 24.12.2021 года N 0140300040821001355 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (извещение N 0140300040821001355).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 13.05.2022 г., откладывалось на 16.05.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.12.2021 года N 0140300040821001355 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - Контракт), в связи с тем, что актами проверки соблюдения условий муниципального контракта зафиксированы неоднократные нарушения выполняемых работ, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, разместил его в ЕИС, а также вручил представителю Подрядчика по доверенности.
Представитель Подрядчика при рассмотрении материалов РНП указал, что в действиях Подрядчика отсутствует виновное и недобросовестное поведение при исполнении Контракта, в рассматриваемых материалах отсутствуют такие доказательства. Обществом же представлены документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.11.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0140300040821001355 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам. Начальная (максимальная) цена контракта - 0,01 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N А-1381/21 - 3 от 13.12.2021 г., на основании результатов оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией принято решение заявке ООО "Прайм-Авто" присвоить первый номер и признать данного участника победителем конкурса. В соответствии с п. 1 Порядка оценки и сопоставления заявок протокола подведения итогов N А-1381/21 - 3 ООО "Прайм-Авто" предложена цена 0,01 руб.
24.12.2021 г. между Заказчиком и ООО "Прайм-Авто" заключен контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по цене 0,01 руб. по маршрутам N 14, N 19, N 33, N 116.
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Согласно п. 1.4 Контракта в течение срока действия Контракта применяются тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского и пригородного сообщения на территории Кировской области", постановлением Кировской области "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области".
В силу п.1.5. Контракта плата за проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутам, предусмотренным приложением N 1 к Контракту, поступает в распоряжение Подрядчика.
Цена Контракта формируется с учетом расходов Подрядчика, в том числе расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, которые Подрядчик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2.3 Контракта).
В соответствии с п.п. 1 п. 5.1. Контракта заказчик вправе осуществлять контроль за соблюдением Подрядчиком условий Контракта в соответствии с приложением N 8 к Контракту.
Согласно п. 5.4.Контракта Подрядчик обязан, в том числе:
5) соблюдать сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленное приложением N 1 к Контракту;
6) использовать для осуществления перевозок транспортные средства количество, характеристики и оборудование которых соответствует условиям Контракта;
19) обеспечить размещение на остановочных пунктах маршрутов, указанных в приложении N 1 к Контракту, расписание регулярных перевозок по данным маршрутам, в соответствии с приложением N 15 к Контракту.
В силу п. 10.1 Контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2022 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение взаимных обязательств Сторон по Контракту.
Приложением N 1 к Контракту установлены параметры маршрутов, по которым осуществляются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
Приложением N 2 к Контракту указаны требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств.
Приложением N 3 к Контракта определены объемы работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
Приложение N 8 к Контракту установлены требования к осуществлению контроля за соблюдением подрядчиком условий контракта. Согласно установленным требованиям Заказчик или его Уполномоченная организация, в том числе имеет право на осуществление контроля за выполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом:
1. Контроль за соответствием выполнения работ, предусмотренных Контрактом и выполнения обязанностей, предусмотренных Контрактом с учетом особенностей организации регулярных перевозок и законодательством Российской Федерации, в том числе Правил пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове, утвержденных решением Кировской городской Думы от 28.04.2004 N 26/8.
1.1. Контроль осуществляется путем передачи на сервер Уполномоченной организации информации в реальном масштабе времени о нахождении пассажирских транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, в контрольных пунктах, обозначенных в утвержденных графиках движения.
2. Проверка фактических объемов, качества выполненных работ.
5. С целью проведения контроля, в том числе линейного (выездные проверки) Заказчик или его Уполномоченная организация имеют право:
5.1. Осуществлять проверку в любое время, без уведомления Подрядчика.
Приложением N 1 к Приложению N 8 к Контракту установлено максимальное количество отступлений от требований к качеству осуществления перевозок (10 % от объема ежеквартальной плановой транспортной работы (час).
Приложением N 15 к Контракту установлены требования к расписанию, размещаемому на остановочных пунктах.
В случае если в рамках установленного объема работ (часов работы транспортных средств) Подрядчик совершил отступление от требований Контракта больше максимального количества, предусмотренного Приложением N 1 к Приложению N 8, Подрядчик уплачивает штраф в сумме, указанной в пункте 9.7 Контракта (приложение N 8 к Контракту).
Аналогичные требования указаны Заказчиком в конкурсной документации N 0140300040821001355. Таким образом, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021 г. N 79) ООО "Прайм-Авто", подавая заявку на участие в закупке N 0140300040821001355, предоставило согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме.
В силу п. 1 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
01.02.2022 г. Заказчиком в адрес ООО "Прайм-Авто" направлена претензия N 280-21-26 о ненадлежащем исполнении Контракта, согласно которой актом проверки соблюдения условий муниципального контракта от 01.02.2022 г. зафиксировано нарушение: п.п. 5 п. 5.4 Контракта - не выполнены рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14, 33. Указывает, что выполняемые Обществом работы являются социально значимыми для населения города Кирова, невыполнение условий контракта приводит к негативным последствиям для жителей города. Требует выполнять работы в соответствии с требованиями Контракта. Претензия N 280-21-26 размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 03.02.2022 г. и направлена в адрес Подрядчика 04.02.2022 г. почтовым отправлением, 09.02.2022 г. - претензия получена Обществом.
Согласно представленному и размещенному в ЕИС акту проверки соблюдения условий Контракта от 01.02.2022 г. Общество не выполнило рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14 и 33. Информация о невыполнении последних (вечерних) рейсов с конечных пунктов по городским маршрутам представлена в адрес Заказчика от МБУ "ЦДС ГПТ" в период с 10.01.2022 г. по 31.01.2022 г.
15.02.2022 г. Заказчик в адрес ООО "Прайм-Авто" направил претензию N 492-21-26 о ненадлежащем исполнении Контракта, поскольку не выполнены рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14, 33. Претензия N 492-21-26 размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 17.02.2022 г. и направлена в адрес Подрядчика почтовым отправлением, 22.02.2022 г. - претензия получена Обществом.
Согласно представленному и размещенному в ЕИС акту проверки соблюдения условий Контракта от 14.02.2022 г. Общество не выполнило рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14 и 33. Информация о невыполнении последних (вечерних) рейсов с конечных пунктов по городским маршрутам представлена в адрес Заказчика от МБУ "ЦДС ГПТ" в период с 01.02.2022 г. по 13.02.2022 г.
02.03.2022 г. Заказчик в адрес ООО "Прайм-Авто" направил претензию N 615-21-26 о ненадлежащем исполнении Контракта, поскольку не выполнены рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14, 33. Претензия N 615-21-26 размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 03.03.2022 г. и направлена в адрес Подрядчика 05.03.2022 г. почтовым отправлением, 15.03.2022 г. - претензия получена Обществом.
Согласно представленному и размещенному в ЕИС акту проверки соблюдения условий Контракта от 01.03.2022 г. Общество не выполнило рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14 и 33. Информация о невыполнении последних (вечерних) рейсов с конечных пунктов по городским маршрутам представлена в адрес Заказчика от МБУ "ЦДС ГПТ" в период с 14.02.2022 г. по 28.02.2022 г.
Претензией от 04.03.2022 г. N 632-21-26 Заказчик уведомил Подрядчика, что согласно акту проверки соблюдения условий Контракта от 03.03.2022 г. и сводному акту выполненных работ МБУ "ЦДС ГПТ" от 01.03.2022 г. по автоматизированному учету объемов выполненной транспортной работы перевозчиками за период с 01.02.2022 г. по 28.02.2022 г. выполнен объем транспортной работы на 88,31 % от планового объема (рейсы плановые - 7816, рейсы фактически - 6962; время в наряде плановое - 8614,18, время в наряде фактическое - 7604,02; время на линии плановое - 8541,10, время на линии фактическое - 7542,43). Претензия N 632-21-26 размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 05.03.2022 г. и направлена в адрес Подрядчика 09.03.2022 г. почтовым отправлением, 15.03.2022 г. - претензия получена Обществом.
08.04.2022 г. Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо N 33 в котором указывает, что в настоящее время пассажиропоток в автобусах в городе Кирове и получаемая выручка от продажи проездных билетов пассажирам являются низкими. По причине увеличения стоимости запасных частей, горюче-смазочных материалов, иных материалов и услуг, необходимых для надлежащего исполнения Контракта, получаемой выручки от продажи проездных билетов недостаточно для покрытия затрат Общества, производимых для осуществления данного вида деятельности. Также в штате ООО "Прайм-Авто" наблюдается существенный дефицит водителей, кондукторов автобуса. В условиях сложившейся ситуации Общество, по независящим от него причинам не имеет возможности в дальнейшем исполнять обязательства. Уведомляет об исполнении контракта по 30 апреля 2022 г.
11.04.2022 г. Заказчик в адрес ООО "Прайм-Авто" направил претензию N 615-21-26 о ненадлежащем исполнении Контракта, поскольку не выполнены рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14, 33, за 1 квартал 2022 г. выполнен объем транспортной работы на 88,2 % от планового объема; расписание на остановках транспорта имеет ненадлежащий вид или отсутствует. Претензия N 1008-21-26 размещена в Единой информационной системе в сфере закупок 12.04.2022 г. и направлена в адрес Подрядчика 14.04.2022 г. почтовым отправлением, 19.04.2022 г. - претензия получена Обществом.
Согласно представленным и размещенным в ЕИС актам проверки соблюдения условий Контракта от 18.03.2022 г. и 07.04.2022 г. Общество не выполнило рейсы по регулярным муниципальным маршрутам N 14 и 33. Информация о невыполнении последних (вечерних) рейсов с конечных пунктов по городским маршрутам представлена в адрес Заказчика от МБУ "ЦДС ГПТ" в период с 01.03.2022 г. по 31.03.2022 г.
В силу п. 12.2 Контракта сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением другой Стороной условий Контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу п. 3 ст. 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
На основании ст. 715 ГК РФ, письма ООО "Прайм-авто" N 33 от 08.04.2022 г. Заказчик 14.04.2022 г. принял решение N 1038-21-26 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, согласно которому претензиями и приложенными к ним актами проверки соблюдения условий Контракта, зафиксированы нарушения выполняемых работ, и установлено требование о выполнении работ в соответствии с условиями Контракта, при этом в марте 2022 г. объемы выполняемых работ снизились на 4,39 % по сравнению с февралем 2022 г.
Решение N 1038-21-26 14.04.2022 г. вручено представителю ООО "Прайм-Авто" по доверенности от 01.03.2022 г., а также размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
20.04.2022 г. во исполнение ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об отмене не вступившего в силу решения N 1038-21-26 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи со значительным улучшением выполнения работ ООО "Прайм-Авто", что подтверждается актом проверки соблюдения условий Контракта от 19.04.2022 г.
Согласно представленному акту проверки соблюдения условий Контракта от 19.04.2022 г. Общество в период с 15.04.2022 г. по 18.04.2022 г. осуществило выпуск на маршруты транспорта в объеме 93,1 % и 100 % от планового.
21.04.2022 г. Заказчиком принято решение N 1106-21-26 об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку 20.04.2022 г. Подрядчиком были допущены нарушения графика выпуска транспортных средств, и не выполнен объем работ, предусмотренный Контрактом, что подтверждается актом соблюдения условий контракта от 21.04.2022 г. (выпуск на маршруты составил 86,21 %). Некачественная работа вновь привела к негативному влиянию на население города. Указывает, что решение N 1106-21-26 вступает в силу 02.05.2022 г. и отмене не подлежит. Решение N 1106-21-26 21.04.2022 г. вручено представителю ООО "Прайм-Авто" по доверенности от 01.03.2022 г., а также 22.04.2022 г. размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени Подрядчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 21.04.2022 года.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1106-21-26 от 21.04.2022 г. вступило в силу 04.05.2022 года.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 05.05.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Довод Подрядчика о значительном росте расходов (увеличение стоимости запасных частей, горюче-смазочных материалов, иных материалов и услуг, необходимость обновления терминалов оплаты проезда, установка видеонаблюдения), не принимается Комиссией, поскольку Общество является профессиональным подрядчиком работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, подавая заявку на участие в закупке, имело возможность прогнозирования роста цен на расходные материалы, следовательно, должно было принять все необходимые меры для выполнения работ надлежащего качества в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того, принимая участие в закупке Общество выразило согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке N 0140300040821001355, в том числе по цене Контракта - 0,01 руб., п. 2.3 Контракта (цена Контракта формируется с учетом расходов Подрядчика) и сроки выполнения работ (до 31 декабря 2022 года).
Довод Общества о невозможности исполнять условия контракта, в связи с установлением стоимости проезда в общественном транспорте в г.Кирове - 30,00 руб., вместо 50,27 руб., также не принимается Комиссией, поскольку Общество не могло с достоверной точностью, принимая участие в закупке, понимать, что предложенный им тариф (50,27 руб.) будет применен на территории города Кирова.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Довод Подрядчика о невозможности выполнения работ, в связи с дефицитом водителей и кондукторов автобусов, поскольку с января 2022 г. произошло массовое увольнение 32 сотрудников Общества по собственному желанию, не подтверждается материалами, представленными ООО "Прайм-Авто", поскольку Обществом представлены только 4 приказа о прекращении трудового договора с работниками (N 1, N 2, N 3 от 10.01.2022 г. и N 32 от 31.03.2022 г.).
Довод Общества о полном выпуске на линию транспортных средств с января 2022 г. по апрель 2022 г., не подтверждается материалами дела, а именно: согласно итоговому отчету о работе маршрутов от 01.02.2022 г. N47.1-01-10 по маршруту N 14 фактически осуществлено 91,26 % рейсов, времени в наряде фактически осуществлено 91,42 %, времени на линии фактически осуществлено 91,45 %, общего пробега фактически осуществлено 91.33%, линейного пробега фактически осуществлено 91.33%; по маршруту N 33 фактически осуществлено 91,84 % рейсов, времени в наряде фактически осуществлено 91,85 %, времени на линии фактически осуществлено 91,87 %, общего пробега фактически осуществлено 91.77%, линейного пробега фактически осуществлено 91.8 %.
Итоговые отчеты о работе маршрутов от 01.03.2022 г. N 77.1-01-10, от 01.04.2022 г. N 111.1-01-10 от 01.04.2022 г., N 141.1-01-10 от 04.05.2022 г., N 142.1 от 04.05.2022 г. представлены МБУ "ЦДС ГПТ" Заказчику за февраль, март, апрель и 01.05.2022 г., которые также содержат отклонения по фактическому выполнению работ по рейсам, времени и пробегу ООО "Прайм-Авто".
Довод Общества об отсутствии жалоб жителей города на выполненные Подрядчиком работы, опровергающие выводы Заказчика о ненадлежащем исполнении работ, не принимается Комиссией, поскольку Администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области. Департамент городского хозяйства администрации города Кирова является отраслевым (функциональным) органом администрации города Кирова, осуществляющим управление, в том числе в сфере транспортного обслуживания населения.
Таким образом, Заказчик, в соответствии с возложенными на него полномочиями обязан обеспечить качественное, бесперебойное и надлежащее выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Для реализации указанных полномочий проводилась закупка N 0140300040821001355, по результатам которой Заказником осуществляется проверка хода и качества работы, выполняемой Подрядчиком, и, по результатам которой были выявлены нарушения условий Контракта.
В качестве подтверждения ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту Заказчиком при рассмотрении материалов РНП представлена переписка, подтверждающая, что Заказчиком предпринимались меры по уведомлению Подрядчика о своевременном и качественном выполнении работ (претензии от 01.02.2022 г. N 280-21-26; от 15.02.2022 г. N 492-21-26; от 02.03.2022 г. N 615-21-26; от 04.03.2022 г. N 632-21-26; от 11.04.2022 г. N 1008-21-26 с приложенными к ним актами соблюдения условий контракта от 01.02.2022 г., от 14.02.2022 г., от 01.03.2022 г., от 18.03.2022 г. и 07.04.2022 г.), поскольку Заказчик является максимально заинтересованным лицом в выполнении социально значимых работ.
Довод Подрядчика об осуществлении контроля исключительно по истечении 1,2,3,4 кварталов 2022 года, противоречит п. 1 ст. 715 ГК РФ, п.п. 5.1 п. 5 приложения N 8 к Контракту, предусматривающие право Заказчика во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Таким образом, несмотря на предоставленную Заказчиком возможность исполнить обязательства по Контракту (отмена 20.04.2022 г. решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1038-21-26 от 14.04.2022 г.), Подрядчик исполнял принятые на себя обязательства по Контракту ненадлежащим образом, о чем свидетельствуют представленные материалы РНП.
Вопрос о действительности/недействительности решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не может являться предметом рассмотрения антимонопольного органа. Подобные споры в соответствии с действующим законодательством рассматриваются исключительно в судебном порядке в рамках рассмотрения самостоятельного спора.
Учитывая, что Подрядчик, выполняя работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, понимает социальную значимость выполняемых работ и при этом фактически нарушает плановые объемы работ, дополнительно свидетельствует о недобросовестном поведении Подрядчика.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчик обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Общество, принимая участие в закупке N 0140300040821001355 еще на этапе подачи заявки подало свое согласие на условия выполнения работ по заключаемому Контракту. При этом Подрядчик, подписав Контракт, обязан выполнить его условия надлежащим образом.
Таким образом, доказательств исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом надлежащим образом, и в соответствии с его условиями, при рассмотрении материалов РНП Комиссии Кировского УФАС России не представлено.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, следовательно, ООО "Прайм-Авто" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В данном случае характер допущенного Подрядчиком нарушения условий контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Прайм-Авто". Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ООО "Прайм-Авто":
1) Наименование: ООО "Прайм-Авто", юридический адрес: 125493, г. Москва, ул. Смольная, д.12, пом.163.; ИНН 4345403921, КПП 774301001.
2) Учредитель и директор: Фадеев Александр Васильевич, ИНН 434520028306.
3) Дата окончания подачи заявок N 0140300040821001355 - 06.12.2021 года, дата подведения итогов N 0140300040821001355 - 13.12.2021 г., дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта (N3434800553421000171) - 24.12.2021 года;
4) объект закупки - выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, цена контракта - 0,01 руб., срок действия контракта - до 31 декабря 2022 года;
5) основания и дата расторжения контракта - односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта от 21.04.2022 г. N 1106-21-26, вступившее в законную силу 04.05.2022 г.
Дата события (решение об отказе вступило в силу) |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
04.05.2022 |
11.05.2022 |
05.05.2022 |
0 |
05.05.2022 |
16.05.2022 |
16.05.2022 |
0 |
19.05.2022 |
19.05.2022 |
0 |
0 |
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.