Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
<_>
рассмотрев жалобу ООО "Прайм",
У С Т А Н О В И Л А:
16.05.2022 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Прайм" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Малмыжская центральная районная больница" при проведении аукциона в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (Шприцы, иглы) (извещение N 0340200003322004541).
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе):
1. Необоснованно объединены в один лот шприцы, совместимые с инфузионными насосами марки Перфузор, имеющимися в наличии у Заказчика (позиция 7, 8 технического задания), со шприцами общего назначения. Считает, что совокупности требований, установленных для поставляемых товаров по позициям 7 и 8 технического задания, соответствуют товары исключительно зарубежных производителей, поскольку поставляемые шприцы должны быть совместимыми со шприцевыми насосами марки Перфузор от компании B.Braun (Руководство по эксплуатации шрицевого насоса Перфузор), что фактически исключает возможность отечественных производителей шприцев воспользоваться гарантированным законодателем преимуществом, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N 102).
2. Необоснованное укрупнение лота ведет к нарушению ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), запрещающей любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
О дате и времени рассмотрения жалобы, а также о возможности участия в рассмотрении дела посредством ВКС, Стороны извещены в порядке ч. 8 ст. 105 Закон о контрактной системе. Рассмотрение жалобы назначено на 20.05.2022 года.
Заявитель участие своего представителя не обеспечил, дополнительных документов не представил, ходатайств не заявлял.
Уполномоченное учреждение явку не обеспечило, ходатайств не направило.
Заказчик представил запрошенные документы и письменные пояснения, на заседании Комиссии пояснил следующее. Техническое задание составлено таким образом, что поставляемый товар используется в одном технологическом процессе с медицинским оборудованием, которое имеется у Заказчика, и отсутствие сопряженных между собой расходных материалов либо их несоответствие по качеству, количеству или функциональным характеристикам влечет за собой невозможность полноценного выполнения того или иного лечебного вмешательства. При этом Заказчик не имеет возможности в техническом задании установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар, необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки.
Заказчик наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание. Закон не содержит запрета на объединение в один лот товаров, которые одновременно входят в перечень продукции по ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Постановление Правительства N 102.
Сообщил, что в соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 01.04.2022 N 552 "Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера" шприцы, совместимые со шприцевыми насосами марки Перфузор, выпускаются не только иностранными компаниями, но и российскими производителями, например: ООО "МИМ", г.Тюмень, поэтому применение Постановление Правительства N 102 является правомерным.
Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.04.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322004541 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Шприцы, иглы); начальная (максимальная) цена контракта - 1 248 210,00 руб. Дата окончания подачи заявок - 17.05.2022 г.
1. Относительно довода о необоснованном объединении в объекте закупки шприцев, совместимых с инфузионными насосами марки Перфузор, имеющимися в наличии у Заказчика (позиция 7, 8 технического задания), со шприцами общего назначения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В рамках данной закупки Заказчик реализовывает потребность медицинского учреждения в шприцах единого функционального назначения, но с различными техническими характеристиками, с целью максимального охвата возможных вариантов применения указанных изделий медицинского назначения при проведении медицинских процедур.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик в технической части документации установил требование к товарам для выполнения задач, направленных на оказание высокоэффективной помощи населению.
Согласно техническому заданию (описание объекта закупки) следовало поставить изделия медицинского назначения: шприцы и иглы, в том числе с дополнительными характеристиками, о чем имеется указание в Техническом задании. При этом шприцы общего назначения должны быть совместимы с насосами марки Перфузор (имеющимися в наличии у заказчика), согласно инструкции производителя и технической документации.
Право Заказчика на указание в закупочной документации ссылки на товарный знак прямо предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в случае закупи расходных материалов (иглы) к имеющемуся у него оборудованию (насосы марки Перфузор).
В рассматриваемом случае объединение товаров (шприцев), относящихся к одной номенклатурной группе товаров, в один лот обусловлено потребностями заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок на поставку расходных материалов для медицинских организаций.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.01.2022 N Ф05-32427/2021 по делу N А40-86441/21-93-627, Постановление Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 02.02.2018 N Ф08-11029/2017 по делу N А32-13039/2017).
Таким образом, Заказчик при формировании технического задания руководствовался объективными потребностями, соблюдая условия о недопущении ограничения количества участников закупки, что так же подтверждается коммерческими предложениями, на базе которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 15 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства N102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Так, в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N 102, включен ОКПД2 32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Согласно п. 2(2) Постановления Правительства N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него. Вместе с тем, все закупаемые заказчиком товары включены в указанный перечень и Постановление Правительства N 102 подлежит применению вне зависимости от страны происхождения товара в порядке, установленном пунктом 2 данного постановления.
Кроме того, Заказчиком на рассмотрение жалобы представлена информация о российском производителе ООО "МИМ" и копии документов, подтверждающих совместимость выпускаемых им шприцев с имеющимися у Заказчика шприцевыми насосами Перфузор (протокол технических испытаний от 29.04.2020 г., акт оценки клинических испытаний N142-11/КИ-2017 от 03.11.2017 г.).
В соответствии с Извещением и п. 6 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд в соответствии с постановлением Правительства N 102 в соответствии с перечнем N1.
Согласно Техническому заданию по позициям 7 и 8 - Шприц общего назначения - установлен код КТРУ: 32.50.13.110-00004577, который является составной частью ОКПД2 32.50.13.110, в связи с чем правомерно установлены соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Довод Заявителя не обоснован.
2. Относительно довода о нарушении Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Прайм" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Малмыжская центральная районная больница" при проведении аукциона в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (Шприцы, иглы) (извещение N 0340200003322004541).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.