Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
- Капранчиков А.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела,
- Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
при участии представителя ООО "НЕСКУЧНЫЙ С-ДИЗАЙН":
- Ванеева Александра Юрьевича (доверенность от 05.05.2022 года),
при участии представителя управления муниципальных закупок администрации городского округа города Воронеж:
- Воронцовой Марины Викторовны (доверенность от 04.04.2022 года),
при участии представителя управления строительной политики администрации городского округа город Воронеж:
- Донских Ирины Валерьевны (доверенность от 16.05.2022 года N29),
рассмотрев жалобу ООО "НЕСКУЧНЫЙ С-ДИЗАЙН" на действия комиссии по осуществлению закупок управления муниципальных закупок администрации городского округа города Воронеж при проведении открытого конкурса в электронной форме (номер извещения 0131300000622000532),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "НЕСКУЧНЫЙ С-ДИЗАЙН" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок управления муниципальных закупок администрации городского округа города Воронеж (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении открытого конкурса в электронной форме (номер извещения 0131300000622000532) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия комиссии по осуществлению закупок управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в незаконном отклонении заявки ООО "НЕСКУЧНЫЙ С-ДИЗАЙН" (идентификационный номер заявки - 111802363).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.04.2022 года 17:02 (МСК) в единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 12.04.2022 N0131300000622000532.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 762 201 713,40 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по благоустройству объекта: "Благоустройство Петровской набережной (I очередь)".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию - опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, в развитие части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление N2571), утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Дополнительные требования).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 9 графы 1 Дополнительных требований предусмотрено, что дополнительные требования применяются при проведении конкурентной закупки, объектом которой являются - работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом, в соответствии с абзацем 3 подпункта а) пункта 3 Постановления N2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 Дополнительных требований применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, Заказчиком при проведении настоящего Конкурса в Извещении предусмотрено требование к участникам закупки - "в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571".
Графой 2 пункта 9 Дополнительных требований предусмотрено, что к участникам закупки предъявляется требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Кроме того, в силу графы 2 пункта 9 Дополнительных требований цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 графы 2 позиции 9, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 графы 2 позиции 9, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Аналогичное требование предусмотрено Заказчиком в Извещении.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать в форме электронного документа, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Файлом "Приложение Требования к содержанию, составу заявки, инструкция" Заказчиком предоставлены требования к Заявке.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей.
При этом, как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе вторая часть должна содержать информацию и документы, в том числе, предусмотренную подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
При этом, пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Аналогичное условие, предусмотрено Заказчиком в извещении, а также в файле "Приложение Требования к содержанию, составу заявки, инструкция".
Графой 3 пункта 9 Дополнительных требований предусмотрено, что соответствие участника данным требования подтверждается следующими документами и информацией: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
При этом, проведение данного конкурса осуществлялось с учётом особенностей, предусмотренных частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Подпунктом а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае, несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать: информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
04.05.2022 года 15:54 (МСК) Заказчиком сформирован и размещён Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.05.2022 NПРОII1 (далее - Протокол вторых частей).
Так, согласно вышеуказанному Протоколу комиссией по осуществлению закупок в отношении заявки с идентификационным номером - 111802363 принято решение об отклонении по следующему основанию: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 5 приложения "Дополнительная информация" к извещению об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, позицией 9 Приложения к постановлению Правительства РФ 29.12.2021 N 2571. Представленные контракты, цена выполненных работ по каждому из которых составляет менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не подтверждают наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Не согласившись с данным основанием, участник закупки обратился в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе в управление федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, при этом мотивировав свою позицию тем, что по мнению Заявителя, в рамках подтверждения соответствия участника закупки, дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N2571, участникам закупки предоставлена возможность подтвердить опыт как одним, так и несколькими контрактами/договорами.
Так, Участником закупки, в заявке на участие в рассматриваемом конкурсе, в рамках документов, подтверждающих соответствие требованиям Правительства N2571 предоставлены сведения об 11 контрактах на общую сумму 292 825 376, 76 руб., а именно:
N п/п |
Наименование предмета контракта/договора |
Заказчик (наименование, ИНН) |
Стоимость исполненного контракта/договора, руб. |
Номер и дата контракта (договора) |
Реестровый номер закупки/контракта/договора (при наличии) |
1 |
Выполнение работ по озеленению территории по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 165, корп. 2, лит. А |
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7810435274 |
17 937 672,00 |
N 0172200000421000490001 от 15.06.2021 |
N 2781043527421000032 |
2 |
Выполнение работ по благоустройству территории по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 133, лит. А |
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7810435274 |
6 376 689,74 |
N01722000004210000740001 от 24.06.2021 |
N 2781043527421000040 |
3 |
Выполнение работ по установке элементов благоустройства и оборудования в сквере по адресу: ул. Гастелло, д.7 |
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7810435274 |
16 140 641,88 |
N 01722000004200000690002 от 14.09.2020 |
N 2781043527420000047 |
4 |
Выполнение работ по подготовке территории для последующего благоустройства с устройством велодорожки и установкой МАФ по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Карповки от ул. Чапаева до 1-го медицинского Университета |
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7813047833 |
35 881 163,31 |
N0172200003819000047_97900 ОТ 17.05.2019 |
N 2781304783319000045 |
5 |
Выполнение работ по мощению территории с установкой МАФ по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Карповки от ул. Чапаева до 1-го медицинского Университета |
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7813047833 |
31 129 409,00 |
N 0172200003819000048_97900 ОТ 02.08.2019 |
N 2781304783319000062 |
6 |
Выполнение работ по устройству наружного освещения и амфитеатра по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Карповки от ул. Чапаева до 1-го медицинского Университета |
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7813047833 |
37 802 329,00 |
N 0172200003819000056_97900 ОТ 28.05.2019 |
N 2781304783319000052 |
7 |
Выполнение работ по благоустройству квартала N 8 (уличная мебель, детское игровое и спортивное оборудование, пешеходные коммуникации) |
АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7810435274 |
28 160 000,00 |
N 01722000004190000630001 от 13.06.2019 |
N 2781043527419000059 |
8 |
Выполнение работ по устройству детской игровой и спортивной площадки по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Карповки от ул. Чапаева до 1-го медицинского Университета |
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7813047833 |
32 524 612,80 |
N 0172200003819000061_97900 ОТ 18.06.2019 |
N 2781304783319000056 |
09 |
Работы по благоустройству квартала N 8 (уличная мебель, детское игровое и спортивное оборудование, пешеходные коммуникации) |
ООО "Управляющая компания "Возрождение" ТД ИНН 7805729790 |
37 693 300,00 |
N 01722000004190000620001/П |
|
10 |
Выполнение работ по устройству территории по адресу: Санкт-Петербург, наб.р.Карповки от ул. Чапаева до ул.Медиков0172200000382000066_97900 |
ООО "Управляющая компания "Возрождение" ТД ИНН 7805729790 |
27 128 644,03 |
N 20062 |
|
11 |
Выполнение работ по озеленению по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Карповки от ул. Чапаева до 1-го медицинского Университета |
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
22 050 915,00 |
N 79-ЕИ |
N 2781304783319000064 |
При этом, как установлено материалами настоящего дела, Протоколом вторых частей и не оспаривается Заявителем, каждый из 11 контрактов (отдельно взятых) не соответствует требованию графы 2 пункта 9 Дополнительных требований и положениям Извещения, а именно: цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 графы 2 позиции 9, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 графы 2 позиции 9, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (начально (максимальная) цена рассматриваемого контракта - 762 201 713,40 рублей, 20% от которых составляет - 152 440 342,68 рублей).
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России относительно позиции Заявителя сообщает следующее.
Абзацем 1 пункта б) Постановления N2571 установлено, что для целений данного постановления - опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки".
Графой 2 пунктом 9 Дополнительных требований также предусмотрено, что от участников закупки требуется опыт исполнения: 1. договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, 2. договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, Постановлением N2571 однозначно предусмотрено подтверждение наличия соответствующего опыта исключительно одним исполненным контрактом (договором), в тоже время, из положений Постановления N2571 не следует, что под опытом исполнения контракта в рамках данного Постановления понимается также опыт исполнения неограниченного числа контрактов (договоров) (за исключением контрактов, заключенных по результатам проведения совместных конкурентных процедур).
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что данные требования предъявляются к участникам закупки на выполнение работ, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны выполнить только подрядчики, исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что подтверждение данного опыта исключительно одним контрактом (договором) однозначно свидетельствует о наличии у участника закупки опыта работы (квалификации) соответствующего вида и соответствующей стоимости, и снижает риски заказчика, выраженные в неисполнении заключаемого контракта со стороны подрядчика.
Между тем, подтверждение наличия данного опыта неограниченным числом контрактов не отвечает целям и задачам Постановления N2571, поскольку не позволяет Заказчику прийти к однозначному выводу о наличии у участника закупки опыта (квалификации), предусмотренного Постановлением N2571.
Таким образом, Комиссия УФАС по Воронежской области приходит к выводу об обоснованности и законности принятия решения комиссией по осуществлению закупки о несоответствии заявки с идентификационным номером- 111802363 требования Извещения и Закона о контрактной системе, в части отсутствия опыта, предусмотренного Постановлением N2571.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "НЕСКУЧНЫЙ С-ДИЗАЙН" на действия комиссии по осуществлению закупок управления муниципальных закупок администрации городского округа города Воронеж при проведении открытого конкурса в электронной форме (номер извещения 0131300000622000532) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии А.В. Капранчиков
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19 мая 2022 г. N 036/06/48-495/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2022