В соответствии с приказами Омского УФАС России от 12.04.2022 N 77, от 25.04.2022 N 84 в силу статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шевченко А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Зефирова А.Н.- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) обоснованности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по гражданско-правовому договору N ПС128-9 от 05.04.2022 (ИКЗ 221550201785755010100100080082120244), заключенному Федеральным бюджетным учреждением науки "Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - заказчик) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Параграфом 6 главы 3 Федерального закона о контрактной системе регламентировано осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Частью 2 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
06.04.2022 в адрес Омского УФАС России поступило уведомление о заключении гражданско-правового договора N ПС128-9 от 05.04.2022 (ИКЗ 221550201785755010100100080082120244) с единственным поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "СкайДжин" на поставку реагентов с ценой 128403,60 руб.
В качестве обоснования заключения данного договора указано следующее: "Данный товар необходим для выполнения медицинских исследований в режиме повышенной готовности при борьбе с новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-NCOV, из резервного фонда Правительства Российской Федерации согласно распоряжению Правительства РФ N 212-р от 10.02.2022 г".
Комиссия отмечает, что заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе без ограничения по цене контракта и годовому объему таких закупок при соблюдении условий и ограничений осуществления закупок по указанному пункту, а также при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации.
Причинно-следственная связь между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы должна устанавливаться в каждом конкретном случае и обосновываться заказчиком надлежащим образом при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, именно на заказчика возложена обязанность по доказыванию нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Омским УФАС России в целях проведения проверки правомерности заключения договора с единственным поставщиком в адрес заказчика направлялись запросы (исх. N 03-3049 от 12.04.2022, N 03-3563 от 27.04.2022), в том числе следующего содержания: "Федеральному бюджетному учреждению науки "Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представить в адрес Омского УФАС России в срок по "_" включительно: - письменные пояснения в части правомерности заключения гражданско-правового договора N ПС128-9 от 05.04.2022 по пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (в частности с указанием причин необходимости срочной поставки закупаемых реагентов, нецелесообразности применения конкурентных способов осуществления закупки) с приложением документальных доказательств".
Заказчиком пояснения в указанной части представлены не были.
Доказательств того, что "режим повышенной готовности при борьбе с новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-NCOV" в момент заключения спорного договора носил для заказчика чрезвычайный характер, а также доказательства нецелесообразности проведения конкурентных процедур в материалы дела не были представлены.
Фактически позиция заказчика основывается на "презумпции чрезвычайности" коронавирусной инфекции без учета того, что указанная в обосновании к договору эпидемиологическая ситуация должна обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости именно для заказчика.
Комиссия также отмечает, что выделение субсидии (соглашение от 16.03.2020 N 141-02-2022-328) на проведение секвенирования проб от лиц с новой коронавирусной инфекцией (распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.02.2022 N 212-р) из резервного фонда Правительства Российской Федерации не предполагает закупку реагентов исключительно у единственного поставщика, и тем более не может являться обоснованием такой закупки. Иного из указанных документов не следует.
В данном случае также необходимо учитывать, что данная закупка осуществляется в процессе обычной хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с уставом.
Заказчик в течение продолжительного периода времени обладает информацией, позволяющей соотнести количество реагентов, которые необходимо закупить с потребностью в проведении тестирования.
Согласно условиям договора N ПС128-9 от 05.04.2022 "поставка товара осуществляется по предварительным заявкам заказчика в период с момента заключения договора по 31 декабря 2022 года.
Срок исполнения поставщиком заявки составляет 30 календарных дней с момента направления заявки поставщику".
Указанное однозначно свидетельствует о том, что поставка закупаемых реагентов не является срочной, не носит чрезвычайный характер, следовательно, заказчик мог и обязан был осуществить рассматриваемую закупку конкурентным способом. Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Федерального бюджетного учреждения науки "Омский научно-исследовательский институт природно-очаговых инфекций" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нарушение части 2 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе в части выбора неправомерного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением договора N ПС128-9 от 05.04.2022.
2. По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Шевченко |
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.