Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - Заявитель, ИП Меньшиков Р.А.) (вх. N 2652 от 04.05.2022) на действия муниципального учреждения "Городская Служба Единого Заказчика" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству наружного освещения (закупка N 0166300024722000119) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Закупки и электронные документы к нему не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
Из жалобы ИП Меньшикова Р.А. следует, что Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки с применением пункта 9 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Заявитель со ссылками на часть 1 статьи 55.8, положения пунктов 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункты 20, 21, 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункт 3 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 N 68, полагает, что, исходя из объекта Закупки, верным будет применение пункта 8 Приложения N 1 к Постановлению N 2571.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии, Специализированной организации не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.
При этом из письменных пояснений Заказчика установлено следующее.
Из положений части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также комплексного толкования иных норм законодательства, следует, что к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
Линейными объектами согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются: "железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие".
В свою очередь, согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Линейные объекты являются самостоятельными объектами капитального строительства. Как объект капитального характера они заведомо не имеют временный характер.
Согласно подпунктам 20 и 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сеть инженерно-технического обеспечения это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений; система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Таким образом, наличие систем инженерно-технического обеспечения (электросети, трубопроводов и канализации) может свидетельствовать в пользу отнесения объекта, оснащенного данной системой инженерно-технического обеспечения, к сооружениям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. Под сооружениями связи, согласно пункту 27 той же статьи, понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
В зависимости от своего назначения сооружения связи могут быть как способными к быстрому перемещению, так и прочно связанными с землей.
В случае если конструктивные особенности линии связи обладают признаками, закрепленными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, такие линии связи будут относиться к объектам недвижимого имущества.
В силу пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно ведомственным строительным нормам ("ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий (п. 5.1).
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций)... (п.5.2).
На основании выше изложенного, виды работ, входящие в закупку N 0166300024722000119, не являются работами капитального характера.
При исследовании вопроса о правомерности отнесения Заказчиком работ, предусмотренных документацией о Закупке, к работам по строительству, реконструкции линейного объекта, необходимо исходить из самого существа и содержания работ, являющихся объектом рассматриваемой Закупки, перечисленных в Описании объекта Закупки извещения о Закупке.
Работы, предусмотренные обжалуемой Закупкой, не подразумевают строительства новых линейных объектов, так как линейный объект уже существует, и в полном объеме описаны сметной документацией. Работы, являющиеся предметом закупки, заключаются в навешивании новых светильников на имеющиеся опоры с подведением кабеля без земляных работ, добавлением дополнительных опор к имеющимся. Прокладка подземных кабелей отсутствует.
Следовательно, работы, являющиеся объектом Закупки, представляют собой работы по благоустройству территорий.
При изложенных обстоятельствах, Заказчик считает правомерным установление в извещении о Закупке дополнительного требования к участникам закупки на основании пункта 9 Приложения N 1 к Постановлению N 2571.
При этом представитель Заказчика особо отметил, что МУ "ГСЕЗ" является юридическим лицом (некоммерческой организацией) и находится в ведении управления по благоустройству администрации города Тулы.
Целью деятельности МУ "ГСЕЗ" является реализация полномочий органов местного самоуправления в части выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, осуществление функций некоммерческого характера по целевым адресных программам в области ремонта и благоустройства территории города Тулы.
Закупка N 0166300024722000119 на выполнение работ по устройству наружного освещения осуществляется в рамках реализации проекта "Наш город" на основании решения Тульской городской Думы от 27.10.2021 N 28/625 "О плане мероприятий по реализации предложений (заявок) жителей муниципального образования город Тула, поступивших в рамках Проекта "Наш город" в муниципальном образовании город Тула на 2022 год" и приказа управления по благоустройству администрации города Тулы от 01.02.2022 N 1/6-п "Об утверждении муниципального адресного перечня по проекту "Наш город" в муниципальном образовании город Тула".
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 22.04.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 844 409,61 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Относительно доводов жалобы Заявителя установлено следующее.
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Закона Постановлением N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно пункту 3 Постановления N 2571, пункту 9 Приложения N 1 к Постановлению N 2571 при проведении закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается требование к наличию у участника закупки соответствующего опыта:
|
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
9 |
Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
В силу части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о Закупке объектом Закупки выступает выполнение работ по устройству наружного освещения.
В соответствии с пунктом "Требования к участникам" извещения о Закупке к участникам закупки установлено следующее дополнительное требование, предусмотренное частью 2 статьи 31 Закона и пунктом 9 Приложения N 1 к Постановлению N 2571:
- Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3)опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В пункте "Место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги" извещения о Закупке указано следующее: "-г. Тула, ул. пос. Ленинский, ул. Механизаторов, от д.23 до N34 ( устройство наружного освещения); -г. Тула, дер. Барсуки, ул. Октябрьская, д.94 (устройство наружного освещения (детская площадка)); -г. Тула, пос. Хомяково, ул. Солнечная, д.1 (устройство наружного освещения (доп. освещение детской площадки)); -г. Тула, д.Барсуки, ул. Железнодорожная, д. 1-18 (устройство наружного освещения); -г. Тула, пос. Обидимо, ул.Строителей, д.157-168 (устройство наружного освещения); -г. Тула, пос. Ленинский, переулок Полевой, д. 1-4 (устройство наружного освещения); -г. Тула, пос. Рождественский, ул.40 лет Октября (устройство наружного освещения); -г. Тула, пос. Рождественский, с. Архангельское (устройство наружного освещения ( спортивная площадка)); -г. Тула, п. Ленинский, от д.N1 по ул. Микрорайон до д. N26 по ул. Механизаторов (устройство наружного освещения); -г. Тула, ул. Максимовского, д.1-3 (устройство наружного освещения (дополнительное освещение дорожки к школе N 71)); -г. Тула, пос. Горелки, ул. Партизанская, д.33 (устройство наружного освещения); -г. Тула, пос. Горелки, переулок Охотный, д. 1-7 (устройство наружного освещения); -г. Тула, пос. Октябрьский, 13-й проезд, от 17- го проезда до 16-го проезда и от ул. Шишкова до ул. Кобзева (устройство наружного освещения); -г. Тула, пос. Горелки, ул. Мирная, от д. 5 до ул. Макаренко (устройство наружного освещения); -г. Тула, ул. М. Гончары, д. 6-8 (устройство наружного освещения (частный сектор)); -г. Тула, д. Скорнево, сельское поселение Рождественское (устройство наружного освещения); -г. Тула, с. Барыково (устройство наружного освещения); -г. Тула, ул. Макаренко, д.8А (устройство наружного освещения); -г. Тула, ул. Нижняя Волоховская, от д.18 до д. 41-а (устройство наружного освещения).".
Общие требования к выполнению работы, ее качеству, в том числе к технологии производства работы, методам производства работы, организационно-технологической схеме производства работы, безопасности выполняемой работы приведены в пункте 5 Описания объекта закупки извещения о Закупке.
На основании пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации "благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий".
Согласно пункту 10.2. решения Тульской городской Думы от 31 января 2018 г. N 47/1156 "О правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула" организация наружного освещения относится к элементам благоустройства и включает в себя:
- включение, отключение наружного освещения;
- контроль устройств управления и сетей наружного освещения;
- содержание и уход за установками, в том числе электрочасовые и иллюминационные установки (фейерверки, светодиодные шнуры и конструкции);
- проведение ремонта сетей наружного освещения;
- монтаж установок наружного освещения;
- круглосуточную работу диспетчерской службы.
"СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр) (ред. от 23.12.2019) предусмотрено, что благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Кроме того, согласно пункту 13.1.7. Приказа Минстроя России от 20.12.2016 N 996/пр (ред. от 22.03.2021) "Об утверждении формы проектной декларации" наружное освещение дорожных покрытий, пространств в транспортных и пешеходных зонах, архитектурное освещение относятся к элементам благоустройства территории.
При этом в соответствии с пунктом 19 части 1, частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
Учитывая системное толкование всех вышеуказанных норм, работы, входящие в обжалуемую закупку, работами по строительству или реконструкции линейных объектов не являются.
Проанализировав содержание извещения о Закупке и электронных документов к нему, принимая во внимание пояснения Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что объект Закупки, требования извещения о Закупке соответствуют работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
С учетом вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что установленное Заказчиком в рамках Закупки дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 9 Приложения N 1 к Постановлению N 2571, не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Соответственно, установление требований в соответствии с позицией 8 Приложения N 1 к Постановлению N 2571 (Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги) к данному объекту Закупки необоснованно.
Обратного Заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах, рассмотренный довод жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Заказчика при проведении Закупки не обоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.