Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
Курская М.В. - начальник отдела Тульского УФАС России, Токарева Е.Н. - ведущий специалист-эксперт Тульского УФАС России, Беляткина К.А. - специалист-эксперт Тульского УФАС России |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования г. Тула (далее - Заказчик) (вх. N 2734 от 06.05.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Солларс" (далее - Общество, ООО "Солларс", Поставщик) (ИНН 7116147894; ул. Куйбышева, д. 15, г. Новомосковск, Тульская обл., 301650) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта N 30 от 17.02.2022 на поставку оперативной памяти (ИКЗ 223710703003271070100100230000000242) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронныхплощадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- Бирживой Е.В. - представителя Заказчика на основании доверенности;
в отсутствии представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Солларс" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам запроса о предоставлении ценовой информации.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
По результатам проведенного запроса ценовых предложений на поставку оперативной памяти между Заказчиком и Обществом на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 17.02.2022 заключен Контракт на общую сумму 170 000 рублей.
Согласно пунктам 1.1-1.2 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку оперативной памяти (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), с техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар в установленном настоящим Контрактом порядке. Поставка товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 2, каб. 486.
В соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) к поставке необходим следующий товар:
N п/ п |
Наименование товара |
Наименование страны происхожд ения товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Общее количество товара |
Цена за единицу товара (руб.) |
Сумма (руб) |
1 |
Память DDR4 4Gb 2666MHz Patriot PSP44G266681H1 RTL PC4-21300 CL19 DIMM 288-pin 1.2B single rank |
Тайвань (Китай) |
шт |
111 |
1517,86 |
168482,46 |
2 |
Память DDR4 4Gb 2666MHz Patriot PSP44G266681H1 RTL PC4-21300 CL19 DIMM 288-pin 1.2B single rank |
Тайвань (Китай) |
шт |
1 |
1517,54 |
1517,54 |
В соответствии с разделом 4 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки, указанное в пункте 1.2 Контракта, в течение 7 календарных дней с момента заключения Контракта. Поставщик не менее чем за 2 календарных дня до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.
Разделом 5 Контракта определены права и обязанности сторон.
Согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям представителя Заказчика, по состоянию на 13.04.2022 Обществом не поставлен товар, соответствующий условиям Контракта.
Из представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, и устных пояснений Заказчика установлено следующее.
В письме от 28.02.2022 N 11/46 Заказчик указывает Обществу на неисполнение им обязанности по Контракту и требует поставить товар не позднее 03.03.2022.
В связи с неисполнением ООО "Солларс" условий Контракта, Заказчиком были направлены Обществу претензии (от 05.03.2022 N 11/56, 16.03.2022 N 11/62, 29.03.2022 N 11/77, 15.04.2022 N 11/101) с требованием оплатить неустойку за просрочку исполнения обязательств по Контракту, которые частично были исполнены последним.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товаров.
В связи с тем, что Общество не исполнило свои обязательства по Контракту, 14.04.2022 Заказчиком принято Решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 30 от 17.02.2022 на поставку оперативной памяти (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 15.04.2022 было направлено Заказчиком Обществу способами, указанными в части 12.2 статьи 95 Закона, в том числе передано нарочно генеральному директору Общества (лично под расписку).
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Учитывая, что Обществом в сроки, определенные Законом, не была осуществлена поставка товара, Заказчик посчитал, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, вследствие чего обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
В материалы дела Обществом представлены письменные пояснения, в которых оно указывает, что в связи со сложившейся в стране политической и экономической ситуации в феврале 2022 года, операционные карты памяти указанной в Контракте модели не поставлялись в РФ, а аналоги, предложенные Обществом Заказчику, не отвечали всем условиям Контракта, в связи с чем не были приняты Заказчиком.
Также Общество указывает, что пыталось приобрести поставляемый товар у контрагентов, но письмом от 02.03.2022 был получен ответ от дистрибьютера о том, что сложившаяся внешнеполитическая и рыночная ситуация привела к тому, что в настоящее время возник дефицит и невозможность поставки определенных моделей товара, а также значительное удорожание товара.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
На основании пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданским кодексом Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 N 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклониться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как указано выше, между Заказчиком и Общество 17.02.2022 заключен Контракт, и как следует из пояснений и документов Общества произошло подорожание товара и возникли проблемы с их поставкой в Россию из-за сложившейся экономической ситуации, в связи с чем исполнить Контракт не представлялось возможным.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что с 22.02.2022 в Российской Федерации были введены внешнеэкономические санкции, что привело к изменению экономической ситуации, в частности к увеличению роста цен на сырье (товары), то есть произошли экономические процессы, возникновение которых нельзя было предвидеть.
Обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Солларс".
В связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Поставщика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту и указывающие на намерение Общества уклониться от исполнения Контракта.
Следовательно, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "Солларс" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией муниципального образования г. Тула (вх. N 2734 от 06.05.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Солларс" (ИНН 7116147894; ул. Куйбышева, д. 15, г. Новомосковск, Тульская обл., 301650), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: |
М.В. Курская |
Члены Комиссии:
|
К.А. Беляткина Е.Н. Токарева
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 мая 2022 г. N 071/06/104-375/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2022