Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город Кафе" (далее - Общество, Заявитель) (вх. N 2790 от 11.05.2022) на действия администрации муниципального образования город Тула (далее - Уполномоченный орган, Организатор совместной закупки), Заказчиков Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания детей в лагере (лагерях) с дневным пребыванием в период летних каникул (закупка N 0166300024722000123) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчиков Тульской области при проведении Закупки.
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Закупки и электронные документы к нему не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
1. По мнению Заявителя, Описание объекта закупки и проекты контрактов, являющиеся приложением к извещению о Закупке, не содержат предусмотренные пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 33 Закона функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. По мнению подателя жалобы, в указанных электронных документах отсутствует информация о порядке оказания услуг по организации питания, способах осуществления услуг (приготовление пищи по месту нахождения заказчика или доставка готовых блюд), режиме и условиях оказания услуг, требованиях к качеству и безопасности, а также, в случае оказания услуг на базе заказчика, отсутствует перечень имущества и описание помещений пищеблока и технологического оборудования, передаваемого в пользование Исполнителю.
Указанное не позволяет участникам закупки определить, в каком именно виде услуг нуждается заказчик (организация питания на базе столовой и/или раздаточного пункта), сделать вывод о реальной потребности заказчика и способах ее удовлетворения, сформировать свое ценовое предложение, и нарушает положения пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона.
2. Заявитель указывает, что в проектах контрактов извещения о Закупке определено, в частности, условие, согласно которому исполнителю данных услуг будут предоставлены в пользование оборудование, необходимое для раздачи и /или приготовления пищи, помещения Заказчика, именуемые в дальнейшем "столовая" и "раздаточный пункт", а также необходимое технологическое оборудование, находящееся в данном помещении (п. 2.1.). В то же время, извещение о Закупке не содержит проект договора безвозмездного (возмездного) пользования имуществом, в свою очередь акт передачи помещений и оборудования для организации питания (Приложение N2 к контракту) не содержит перечень предоставленного имущества, что исключает возможность определить порядок передачи имущества и условия, на которых исполнителю контракта предоставляется право безвозмездного (возмездного) пользования имуществом. Данные обстоятельства, с точки зрения Общества, могут привести к необоснованному предоставлению преференций победителю конкурса в случае, если условия договора безвозмездного (возмездного) пользования не соответствуют требованиям пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", либо повлечь ущемление интересов участника закупки, с которым будет заключен контракт, если условия предоставления имущества для исполнения контракта будут содержать дополнительные обременения для исполнителя услуг по контракту.
3. Общество в жалобе сообщает, что установленный в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о Закупки детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" -100 % показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" - 100 % критерия "Квалификация участников" ограничивает количество участников, которые могут принять участие в Закупке, а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, так как создает преимущество конкретному лицу.
Кроме этого Заявитель указывает, что в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о Закупки отсутствует порядок предоставления договоров, заключенных в электронном виде, а именно - отсутствует перечень конкретных сведений и ясность, как именно должны отображаться идентификация лиц (подписывающих сторон) с указанием дат и времени подписания документов в электронном виде.
4. Помимо изложенного Общество обращает внимание Комиссии на то, что проекты контрактов извещения о Закупке содержат следующие пункты:
Пункт 5.10, согласно которому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, Заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
Пункт 5.11., на основании которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе удержать сумму неисполненных исполнителем требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, из суммы, подлежащей оплате исполнителю.
Данные пункты, с точки зрения подателя жалобы, противоречат законодательству Российской Федерации, так как Закон не содержит норм права, которые бы регулировали зачет встречных однородных требований, соответственно данные условия проектов контрактов извещения о Закупке нарушают права исполнителя на своевременную и полную оплату оказанных услуг в рамках исполнения контракта.
Участвующие в заседании Комиссии представители Общества поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Уполномоченного органа, принимающий участие в заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы Заявителя, представил устные и письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Организатором совместной закупки, Заказчиками Тульской области требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 22.04.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 080 854,60 рублей.
Контракты по итогам Закупки Заказчиками не заключены.
Доводы жалобы о возможном нарушении Организатором совместной закупки антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения заявления о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с этим, из письменных пояснений Уполномоченного органа следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ). ГК РФ предусматривает несколько видов договоров, предметом которых является предоставление прав владения и (или) пользования. К ним, помимо договора аренды, относится, в частности, договор безвозмездного пользования (ссуды). Если для оказания услуг по организации питания во владение и (или) пользование исполнителю должно быть предоставлено помещение, при этом ничто не препятствует передать его исполнителю на условиях безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ) или на иных, не противоречащих закону условиях, не отвечающих признакам договора аренды.
В силу частей 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции договоры аренды и безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом заключаются в порядке, предусмотренном указанной статьей. По общему правилу такие договоры заключаются только по итогам проведения конкурсов или аукционов. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен подпунктами 1-16 части 1, частью 3.1, частью 3.2 и частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции проведение торгов не требуется в случае передачи государственного или муниципального имущества лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора.
Поскольку иное не предусмотрено пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, вид договора, на основании которого помещение может передаваться в пользование исполнителю в целях оказания им услуг по организации питания, определяется документацией о закупке или соглашением сторон.
В соответствии с соглашением сторон, которым в данном случае является контракт, формой передачи имущества Заказчика, именуемого "столовая" и "раздаточный пункт", согласно пункту 2.1 проектов контрактов извещения о Закупке, является Акт предоставления в пользование помещений и оборудования (приложение N 2 к контракту).
Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Общества, Комиссией установлено следующее.
1. Как утверждает податель жалобы, Описание объекта закупки и проекты контрактов, являющиеся приложением к извещению о Закупке, сформированы без учета положений пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона. Комиссия не может согласиться с подобным утверждением по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Для оказываемой услуги Заказчиком выбран код ОКПД2 56.29.19.000 "Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие ".
Анализ содержания Описания объекта закупки, проектов контрактов и Приложения N1 к контрактам "Описание объекта закупки" извещения о Закупке показал, что указанные документы содержат полный перечень функциональных, технических, качественных характеристик объекта закупки, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям; максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, в том числе, информацию о порядке оказания услуг по организации питания, способах осуществления услуг (приготовление пищи по месту нахождения заказчика или доставка готовых блюд), режиме и условиях оказания услуг, требованиях к качеству и безопасности:
1. Наименование оказываемой услуги: оказание услуг по организации питания детей в лагере (лагерях) с дневным пребыванием в период летних каникул.
3. Цель оказываемой услуги. Обеспечить качественное питание отдыхающих в лагере (лагерях) с дневным пребыванием в период летних каникул на базе общеобразовательных организаций с соблюдением требований санитарных норм.
5. Условия оказания услуг.
5.1. Разработка и согласование с Заказчиком в срок не позднее 3 рабочих дней до начала срока оказания услуг примерного 18-дневного меню рационов питания, включающих распределение перечня блюд, кулинарных, мучных и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи: завтрак, обед, полдник.
5.2. Приготовление и/или раздача пищи на основе согласованного с Заказчиком примерного 18-дневного меню рационов питания, на базе столовой и/или раздаточного пункта образовательного учреждения для отдыхающих в лагере (лагерях) с дневным пребыванием в период летних каникул.
5.3. Закупка продуктов питания.
5.4. Оказание услуг по организации питания детей в лагере (лагерях) с дневным пребыванием в период летних каникул должно осуществляться с соблюдением требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32.
7. Общие требования к оказанию услуги, ее качеству, в том числе технологии оказания услуги, методам и методике оказания услуги.
7.1. Исполнителю предоставляются в пользование оборудованные для раздачи и/или приготовления пищи, помещения Заказчика, именуемые в дальнейшем "столовая" и "раздаточный пункт", а также необходимое технологическое оборудование, находящееся в данном помещении, в т.ч. столы, стулья и т.п. и контейнерная площадка для сбора мусора.
Форма Акта предоставления в пользование помещений и оборудования содержится в приложении N 2 к контракту.
7.2. Исполнитель организует питание через услуги столовой, которая является местом приготовления пищи, и раздаточного пункта, который не является местом приготовления пищи, а предназначается только для раздачи готового питания, приготовленного Исполнителем.
7.3. Исполнитель пользуется предоставленными Заказчиком для раздачи и приготовления пищи помещениями и оборудованием.
Исполнитель осуществляет доставку готовой пищи отдельными партиями на основании заявок заказчика.
Доставка готового питания производится по указанным в проектах контрактов адресам, осуществляется силами, транспортом, в таре и за счет средств Исполнителя, с учётом требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Вид и место оказания услуг - приготовление пищи по месту нахождения заказчика (с использованием столовой) или доставка готовых блюд (с использованием раздаточного пункта) - указаны в пункте 6.3 проектов контрактов и пункте 4 каждого Приложения N1 "Описание объекта закупки" ко всем контрактам для каждого из заказчиков.
Проектами контрактов (Приложения N1 "Описание объекта закупки") извещения о Закупке также установлено количество дней организации питания, количество питающихся, количество порций, масса порций для детей в зависимости от возраста, минимальная суточная потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей от 7 до 18 лет и иные показатели, характеризующие качественные и функциональные характеристики закупаемых услуг.
Требование о наличии возможности осуществления организации питания на базе столовой и/или раздаточного пункта предполагает наличие у Исполнителя соответствующего оборудования и других материальных ресурсов для приготовления пищи вне помещения учебного заведения.
Учитывая изложенное, совокупное прочтение извещения о Закупке и приложенных в его составе документов позволяет участнику однозначно определить, какие именно услуги, в каком объеме, где, когда и в соответствии с какими требованиями нормативной базы требуются заказчику и являются предметом Закупки.
Обратного Заявителем не доказано, в связи с чем Комиссия признает рассмотренный довод жалобы необоснованным.
2. Относительно довода Общества о том, что установленный в извещении о Закупке Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе ограничивает число участников закупки, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
На основании пункта 11 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия установлены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым, в том числе утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 24 Положения определено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пункту 28. Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, Заказчиком одновременно с извещением о Закупке размещен электронный документ - Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В рассматриваемом случае, пунктом 1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрен критерий оценки "Квалификация участников".
Указанный пункт Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе включает в себя показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" со значимостью 100%. (подпункт 2.1) с применением детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" со значимостью 100% (подпункт 2.1.1).
Также указанный пункт Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе содержит положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки:
"Заказчиком будет оцениваться наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров на оказание услуг сопоставимого характера, исчисляемая в рублях.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее по тексту - договоры).
Требования к документам для оценки показателя:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - на оказание услуг общественного питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях, организациях социального обслуживания, организациях отдыха детей и их оздоровления.
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров):
- исполненный договор на выполнение работ (услуг) сопоставимого характера;
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
Оценке не подлежат нечитаемые или допускающие двусмысленные толкования копии документов.
При этом для целей оценки фактически оказанных услуг будет учитываться стоимость оказанных услуг, указанная в актах оказанных услуг или иных предусмотренных договором документов, подтверждающего(их) приемку оказанных услуг по исполнению договора.
Договоры, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде.
3) к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Оценке не подлежат договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Оцениваются представленные участником закупки договоры, которые приложены в составе заявки и указаны в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (Приложение 1).".
Как следует из пояснений Уполномоченного органа, выбор заказчиком детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" - 100% прежде всего обусловлен тем, что заказчик считает, что исполнение участником более крупного по цене контракта является показателем наличия у такого участника бОльших ресурсов для оказания услуг, и, соответственно, показателем его большей эффективности и надежности.
В рассматриваемом случае, Организатор совместной закупки в ходе формирования Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе посчитал для себя приемлемым тот факт, что в качестве детализирующего показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, им будет использоваться один детализирующий показатель - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, что прямо предусмотрено пунктом 28 Положения, отвечает требованиям Закона и Положения в целом и соответствует принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного детализирующего показателя оценки, по мнению Комиссии, является обоснованным.
Помимо изложенного следует отметить, что у Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемый детализирующий показатель оценки ограничил конкуренцию, либо не позволил кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в открытом конкурсе.
Относительно довода Общества о том, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не содержит порядка предоставления договоров, заключенных в электронной форме, Комиссией установлено следующее.
Как было отражено выше, в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе содержится среди прочего перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, и требования к таким документам. В частности, в указанном разделе Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрено, что договоры, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде.
В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил следующее.
В случае представления участником закупки информации о договоре (контракте), заключенном в электронной форме, конкурсная комиссия должна будет установить правомочность такого договора путем сравнения лица, действующего от имени стороны, указанного в преамбуле договора, и лица, подписавшего договор электронной подписью.
При заключении договора надлежащим образом, в порядке, установленном действующим законодательством, реестр контрактов единой информационной системы в сфере закупок будет содержать сведения о лицах, подписавших его своей электронной цифровой подписью.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи", электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Учитывая вышеизложенное, предоставление дополнительных документов, подтверждающих подписание электронной цифровой подписью договоров, не требуется.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе исчерпывающе конкретизирован перечень конкретных сведений и порядок их предоставления, исключающие неоднозначность их толкования.
3. Помимо изложенного, Общество в жалобе указывает, что в проекты контрактов извещения о Закупке неправомерно включено право заказчика произвести оплату за вычетом неустойки.
В тоже время на основании пункта 2 части 14 статьи 34 Закона в контракт могут быть включены условия об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
Комиссией установлено, что в проекты контрактов извещения о Закупке включены следующие условия:
Пункт 5.10, согласно которому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, Заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
Пункт 5.11., на основании которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе удержать сумму неисполненных исполнителем требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, из суммы, подлежащей оплате исполнителю.
Применительно к положениям пункта 2 части 14 статьи 34 Закона указанные условия проектов контрактов в полной мере отвечают требованиям Закона и являются механизмом защиты интересов бюджета.
В связи с чем рассмотренный довод жалобы расценивается Комиссией как несостоятельный.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества на действия Уполномоченного органа, Заказчиков Тульской области при проведении Закупки не обоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Список Заказчиков Тульской области
1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ N 37 ИМЕНИ В.П. ХРАМЧЕНКО"
Место нахождения: 300045, ТУЛЬСКАЯ ОБЛ, Г ТУЛА, УЛ НОВОМОСКОВСКАЯ, ДОМ 5А
2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ N 19"
Место нахождения: 300045, ТУЛЬСКАЯ ОБЛ, Г ТУЛА, УЛ КАУЛЯ, 9, 4
3. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ N 39 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСЕЯ АРСЕНТЬЕВИЧА РОГОЖИНА"
Место нахождения: 300045, ТУЛЬСКАЯ ОБЛ, Г ТУЛА, УЛ ПЕРЕКОПСКАЯ, 2
4. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ - ГИМНАЗИЯ N 11 ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА И ОЛЕГА ТРОЯНОВСКИХ"
Место нахождения: 300000, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТУЛА, УЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ, 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.