Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова: Е.П. Сокольниковой (по дов.Nб/н от 30.11.2021), С.К. Гатилова (по дов.Nб/н от 11.05.2022),
ООО "Нанолек": С.А. Алексутова (по дов.N12/5-92 от 06.04.2022),М.А. Кузьминой (по дов.N12/5-91 от 28.03.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Нанолек" (далее - Заявитель) на действия
ГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на колонки гемосорбционной для удаления эндотоксинов для ГКБ N1 им. Н.И. Пирогова (Закупка N0373200074822000285) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 05.05.2022 NЕИ/24556/22.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на установление неправомерных требований к товару по п.1 "Колонка гемосорбционная для удаления эндотоксинов".
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, согласно положениям технического задания Заказчиком, так, например, установлена характеристика "Тип сорбента: 1 - нетоксичный пептид с высокой селективной способностью удаления липополисахаридов из цельной крови; 2 - гемосорбент на основе антиэндотоксинового полимерного сорбента в физиологическом растворе", однако Заявителю не ясно почему заявлено в качестве альтернативного типа сорбента наличие полимерного сорбента, в то время как в медицинской литературе указано, что данные типы сорбентов не могут удалять эндотоксин.
Также согласно положениям технического задания, так, например, сорбционная ёмкость по эндотоксину (липополисахариду) должна составлять от 7 500 до 10 000 ЕЭ (единиц эндотоксина), однако Заявителю не ясно почему требование к сорбционной емкости по эндотоксину ограничено такими величинами, в то время как научные данные указывают на то, что чем выше сорбционная емкость, тем более устройство соответствует удалению эндотоксинов в экстракорпоральной процедуре гемосорбции.
Аналогично по иным характеристикам, установленным в техническом задании, Заявителю не ясна причина установления тех или иных значений показателей.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Относительно требования к сорбционной емкости на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные величины сорбционной емкости по эндотоксину достаточны для эффективного удаления эндотоксина. Колонки с такими характеристиками много лет успешно используются в клинической практике.
Относительно типа сорбента представитель Заказчика пояснил, что по информации научной литературы "Физическая Химия", 2016, т.90, N 12 полимерные сорбенты на основе ССПС могут удалять эндотоксины.
Также представитель Заказчика отметил, что, так, например, указанные в техническом задании длина и диаметр колонки четко связаны между собой, ограничены и не могут изменяться произвольно. С таким соотношением, как указано в техническом задании: диаметр/длина > 1:4 колонка обладает наилучшим сорбционным гемодинамическим эффектом. Не наблюдается канализирование тока крови, пристеночные застойные зоны при любых скоростях перфузии. У колонок с большим диаметром такие негативные явления наблюдаются.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе, а также не представлено документов свидетельствующих о неправомерности установленных требований, так и о неправомерности порядка описания требований к товарам, поскольку фактически доводы Заявителя в данной части сводятся к непониманию положений аукционной документации.
Таким образом, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении требований к товарам, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Также, по мнению Заявителя, совокупности установленных требований к товару по п.1 "Колонка гемосорбционная для удаления эндотоксинов" соответствует товар единственного производителя, а именно медицинское изделие Гемос ДС 2016.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
Не согласившись с доводами жалобы, представитель Заказчика пояснил, что совокупности установленных требований также соответствует колонка AltecoR LPS Adsorber, Модель LPS-33-100-46, что, по мнению Заказчика, подтверждается инструкцией по применению указанного медицинского изделия, представленной в составе документов.
Вместе с тем при проверки инструкции Комиссией Управления было установлено, что в составе колонки AltecoR LPS Adsorber отсутствует воздухоотвод, который согласно требованиям технического задания должен присутствовать в медицинском изделии.
Относительно выявленного факта представитель Заказчика пояснил, что воздухоотвод предполагает процесс вытеснения воздуха при начальном заполнении колонок без использования дополнительных коннекторов и укороченных магистралей, так как данные изделия не зарегистрированы в Росздравнадзоре. Согласно каталога производителя Алтеко Медикал АБ, вытеснение воздуха при начальном заполнении адсорбера Alteco LPS Adsorber происходит без применения дополнительных принадлежностей, таким образом, указанная колонка, по мнению представителя Заказчика, соответствует требованиям.
Комиссия Управления отмечает, что требования относительно к воздухоотводу установлены однозначным образом, а именно на наличие данной характеристики в составе медицинского изделия, однако как было установлено Комиссией Управления, а также подтверждено представителем Заказчика на заседании воздухоотвод в составе медицинского изделия Alteco LPS отсутствует, что противоречит требованиям технического задания и свидетельствует о том, что данный товар не соответствует совокупности характеристик установленных Заказчиком.
Вместе с тем каких-либо иных документов и сведений, подтверждающих факт присутствия на рынке продукции иных производителей, соответствующей требованиям технического задания документации по п.1 "Колонка гемосорбционная для удаления эндотоксинов" помимо медицинского изделия Гемос ДС 2016, что могло бы однозначно указывать на факт закупки товара, совокупности установленных требований к которому отвечают товары нескольких производителей, Заказчиком не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Нанолек" на действия ГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова обоснованной в части установления неправомерных требований к товару, свидетельствующие о его конкретном производителе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.З. Касимова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.