Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
М.О. Мацневой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 62 ДЗМ": Тамбовцева С.В. (по дов. N б/н от 11.05.2022),
в отсутствие представителей ИП Кравцов С.И., уведомленных письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/24541/22 от 05.05.2022),
рассмотрев жалобу ИП Кравцов С.И. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 62 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку салфеток для диспенсера "Дезибокс" для нужд ГБУЗ "ГП N 62 ДЗМ" (Закупка N 0373200154222000014) (далее - Аукцион), в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/24541/22 от 05.05.2022, Комиссия Управления установила следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в составе жалобы указывает на установление неправомерных требований к участнику закупки, сформированных в описании требований к поставляемым товарам, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Так, в Приложении N1 к техническому заданию установлены характеристики необходимых к поставке салфеток для диспенсера "Дезибокс", в том числе указано следующее: "Салфетки должны быть совместимы с диспенсером "Дезибокс" и должны иметь соответствующее подтверждение, выданное производителем диспенсера. Указанный документ должен поставляться вместе с товаром".
По мнению Заявителя, установленные требования к характеристикам объекта закупки позволяют определить совместимость предлагаемого к поставке товара, ввиду чего требование о наличии соответствующего подтверждения, выданного производителем диспенсера является избыточным.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в наличии у Заказчика имеются диспенсеры "Дезибокс" производства
ООО "ИНТЕРСЭН-плюс". Производитель рекомендует использовать в указанных диспенсерах только салфетки валидированных ООО "ИНТЕРСЭН-плюс" производителей. При этом указанная совместимость обусловлена подобранным наборов оптимальных параметров: высота и диаметр рулона, состав и плотность материала и т. п. В случае использование несовместимых с диспенсерами "Дезибокс" салфеток производитель не гарантирует достижение технологического результата по пропитке салфеток нормируемым количеством готового раствора, что приведет к нарушению процесса обработки поверхностей с целью уничтожения микроорганизмов. При этом, согласно пояснениям Заказчика, чтобы при приемке такого товара подтвердить факт совместимости установленным требованиям, Заказчиком определено требование о предоставлении вместе с товаром соответствующего подтверждения, выданного производителем поставляемого поставщиком диспенсера.
Комиссия Управления не отрицает потребность Заказчика об обязательной совместимости закупаемых салфеток и диспенсера "Дезибокс", вместе с тем отмечает, что установление требования о предоставлении документа, подтверждающего такую совместимость, к участникам закупки, а также описание такого требования в характеристиках объекта закупки является неправомерным, может ввести в заблуждение участников при подаче заявки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит в действиях Заказчика признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 NИЭА1 на участие подано 4 заявки, при этом все заявки признаны соответствующими, снижение в результате торгов составило 21,51%, что свидетельствует об отсутствии ограничений участников закупки.
2. Также согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к размерам и фасовке салфеток.
В Приложении N1 к техническому заданию к салфеткам для диспенсера "Дезибокс" установлены в том числе следующие требования: "размером - длина не менее 240 мм, но не более 420 мм х ширина не менее 200 мм, но не более 300 мм, фасовка: упаковки по не менее 200, но не более 210 сухих салфеток".
По мнению Заявителя, для такого вида диспенсеров используются салфетки размером не более - длина 18 см, ширина 39 см, количество штук в рулоне 100, таким образом салфетки размером 24х20 200 шт в рулоне не поместятся в диспенсер Дезибокс.
Согласно пояснениям Заказчика требования соответствуют потребности учреждения, с учетом специфики его деятельности, и отвечают значениям характеристик расходных материалов, определенных для диспенсера "Дезибокс".
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, вместе с тем Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы.
Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении о проведении закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Кравцов С.И. на действия ГБУЗ "ГП N 62 ДЗМ" обоснованной в части установления требования к участникам закупки о предоставлении вместе с поставкой товара соответствующего подтверждения, выданного производителем, в описании требуемых значений характеристик товара.
2. Признать в действиях Заказчика п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии М.О. Мацнева
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.