Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
в присутствии представителей:
от заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог":
- Костроба М.Я. (представитель по доверенности);
- Азаренко В.Е. (представитель по доверенности);
- Николаев М.В. (представитель по доверенности);
- Яковлев И.В. (представитель по доверенности);
- Зайцев Е.О. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- Немиро Н.В. (представитель по доверенности);
от заявителя - ПАО "Ростелеком":
- Бурдюг А.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком"и представленные материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы: "Создание и внедрение интеллектуальной транспортной системы Хабаровской городской агломерации на региональном уровне" (извещение N 0122200002522002300 от 22.04.2022).
По мнению Заявителя, заказчиком, уполномоченным органом при осуществлении вышеуказанной закупки допущены следующие нарушения:
1. объект закупки не относится к научно-исследовательским работа, в связи с чем необоснованно установление требование к участнику закупки о выполнении научно-исследовательских работ в уставных документах;
2. этапы и результаты работ несоответствуют документам о стандартизации, действующим в Российской Федерации;
3. в извещении допущены несоответствия в части принадлежности исключительных прав, а также не заполнен проект контракта.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002522002300 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 14.04.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): конкурс в электронной форме.
Объект закупки: выполнение научно-исследовательской работы: "Создание и внедрение интеллектуальной транспортной системы Хабаровской городской агломерации на региональном уровне".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 77 262 499,98 рублей.
Источник финансирования: Хабаровский край.
В ходе проведения внеплановой проверки КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края представлены отзывы на жалобу, согласно которому уполномоченный орган, заказчик считают жалобу необоснованной в полном объеме.
Представители лиц, участвующих в деле, в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы в полном объеме.
Изучив материалы дела, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
1. Доводы о неправомерности установления требования к участникам закупки признаются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из материалов объектом закупки в рассматриваемом случае является выполнение научно-исследовательской работы: "Создание и внедрение интеллектуальной транспортной системы Хабаровской городской агломерации на региональном уровне".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, заказчиком определен ОКПД2 "Услуги (работы), связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области технических наук и в области технологий, прочие, не включенные в другие группировки, кроме биотехнологии".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Проанализировав содержание извещения об осуществлении закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России соглашается с доводами заказчика, уполномоченного органа, что объектом закупки и предметом заключаемого контракта является научная деятельность, выполняемая в форме научно-исследовательской работы: "Создание и внедрение интеллектуальной транспортной системы Хабаровской городской агломерации на региональном уровне".
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N127-ФЗ научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Следовательно, правомерно предъявлено требование к участникам закупки, установленное в извещении об осуществлении закупки о необходимости отражения в уставных документах юридических лиц условия о наличии научной и (или) научно-технической деятельности.
Доводы Заявителя жалобы о несоответствии описания объекта закупки ГОСТ 34.601-90, регламентирующего стадии и составы работ по созданию автоматизированных систем отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы на определенную тематику, а не фактическое создание каких-либо систем.
Следовательно, рассматриваемый довод жалобы признается необоснованным.
2. Доводы жалобы о несоответствии описания объекта закупки документам по стандартизации, действующим в Российской Федерации, в части этапов и результатов работ, признаются необоснованными ввиду следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе к одному из основных правил описания объекта закупки относится использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как следует из материалов дела, извещение об осуществлении закупки (раздел "Техническая часть") содержит конкретные условия выполнения работ, обусловленные потребностью заказчика в получении определенного результата.
Так, п. 2.1.4 раздела "Техническая часть" извещения об осуществлении закупки установлено, что Работы должны включать:
1 Этап:
- Сбор, изучение и анализ всей исходной информации, включая изучение предоставленной Заказчиком документации, используемым программно-техническим средствам, способам передачи информации, а также результатам предыдущих обследований и аудитов, если таковые имелись;
- Натурные исследования (проведение необходимых обследований, осмотров, замеров, обмеров, описаний и т.п.) в целях получения иной необходимой исходной информации, включая натурные исследования существующих на территории Хабаровской городской агломерации подсистем ИТС, периферийного оборудования, инструментальных подсистем ИТС и информационных систем, центров обработки данных, периферийных устройств, телекоммуникационных и локальных вычислительных сетей, инженерной инфраструктуры и т.п.
- Проведение обследования интенсивности движения и состава транспортного потока на участках региональных дорог с получением данных о характеристиках движения (скорость, направление движения, количество и др.) и составу транспортных средств различного назначения (личного, грузового, пассажирского, специального) для последующего управления дорожным движением.
- Согласование (при необходимости) с Заказчиком промежуточных результатов научно-исследовательской работы в случаях, определенных настоящим Техническим заданием.
- Формирование отчета научно-исследовательской работы и концепции создания и внедрения ИТС Хабаровской городской агломерации по результатам всех проведенных исследований. Требования к содержанию отчета приведены в п. 2.1.7 настоящего Технического задания.
2 Этап:
- Разработка комплекта документации Техно-рабочего проекта. Требования к документации приведены в п. 2.1.7 настоящего Технического задания.
3 Этап:
- Разработка комплекта документации по доукомплектованию ИТС при условии доведении дополнительных лимитов финансирования. Требования к документации приведены в п. 2.1.7 настоящего Технического задания.
Из пояснений заказчика следует, что этапы выполнения работ установлены исходя из потребности Заказчика в получении определенного результата работ и с учетом специфики выполнения конкретной научно-исследовательной работы определенной тематики.
ГОСТ Р 15.101-2021, устанавливая порядок выполнения научно-исследовательских работ, предусматривает, что этап НИР - часть НИР, характеризующаяся определенным требуемым результатом (п. 3.1.4).
Пунктом 4.4 ГОСТ Р 15.101-2021 установлен процесс выполнения НИР, предусматривающий общий случай. В целях выполнения конкретной НИР ее этапы, а также необходимость их приемки, определяется в Техническом задании на НИР и контракте (договоре) на ее выполнение (абз. 6 п. 4.4 указанного ГОСТ).
Таким образом, ГОСТ Р 15.101-2021 не закрепляет конкретные требования к этапам выполнения работ, предоставляя при необходимости предусматривать их в Техническом задании и контракте.
Равным образом п. 5.3 о приемке результатов НИР предусматривает, что НИР в целом принимает заказчик путем создания комиссии (п. 5.3.2, результаты приемки оформляются актом приемки НИР, подписанный членами комиссии и утверждаемый заказчиком (п. 5.3.6).
Раздел IV проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, содержит условия о подписании акта по результатам выполненных работ, а также условия об обязанности приемочной комиссии Заказчика осуществить соответствующую экспертизу (п. 4.2 проекта контракта).
Следовательно, доводы Заявителя жалобы о несоответствии описания объекта закупки требованиям документов о стандартизации отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России как необоснованные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
3. Доводы Заявителя о допущенных несоответствиях извещения об осуществлении закупки в части принадлежности исключительных прав, а также не заполнении проекта контракта признаются Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованными по следующим основаниям.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель полагает нарушающими требования Закона о контрактной системе несоответствие п. 9.1 проекта контракта, определяющего, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках Контракта, принадлежат Хабаровскому краю, условию п. 2.4.4 раздела "Техническая часть", устанавливающего, что исключительные права на результат работ принадлежит Заказчику в полном объеме без каких-либо ограничений.
Вместе с тем, заказчиком в рассматриваемом случае является КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", учредителем которого является Хабаровский край (в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края).
Таким образом, вышеуказанные положения п. 9.1, п. 2.4.4 являются равнозначными с учетом заказчика, действующего от лица Хабаровского края, поскольку казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Равным образом отклоняются доводы о незаполнении проекта контракта, поскольку исходя из положений ст. 51 Закона о контрактной системе, итоговый контракт подлежит заполнению на этапе его заключении путем включения информации, предусмотренной как извещением об осуществлении закупки, так и заявкой участника.
Следовательно, доводы жалобы заявителя не находят подтверждения в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Ростелеком" на действия заказчика - на действия заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы: "Создание и внедрение интеллектуальной транспортной системы Хабаровской городской агломерации на региональном уровне" (извещение N 0122200002522002300 от 22.04.2022) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.