Резолютивная часть объявлена 12.05.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.05.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н.. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени, и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Мухутдинов А.А.. по доверенности N 22 от 12.05.2022; Нестеров А. В. По доверенности N 24 от 12.05.2022; Раскова О.И. по доверенности N 23 от 12.05.2022;
рассмотрев жалобу в Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" (ИНН: 9717091569; ОГРН: 1207700169522) от 15.04.2022 N3839/22 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная
клиническая больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских расходных материалов (извещение N 0387200002822000382) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Арутюнян С.Л.
(ИНН: 372900228237; ОГРНИП: 304370235700636) от 04.05.2022 N4501/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по ремонту медицинского оборудования (извещение N 0387200030322000020).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя положения извещения о проведении электронного аукциона (Техническое задание, Технические функциональные характеристики запасных частей, Требования к показателям) в части установления требования к применению только рентгеновской трубки Solarix 350 (Кат.номер 5373079) нарушают требования п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В возражении на жалобу Заказчика пояснил следующее (выдержка из текста):
Используемый в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница" томограф компьютерный Optima СТ520 с принадлежностями производства компании "ДжиИ Ханвэй Медикал Системз Ко., Лтд.", Китай (далее - "Производитель") зарегистрирован как медицинское изделие в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, что подтверждено регистрационным удостоверением NФСЗ 2012/13314 от 02 декабря 2016 г.
Согласно ч. 3 ст. 38 Федерального закона N 323 от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", техническое обслуживание и ремонт медицинских изделий должны осуществляться в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя. В документации на томограф компьютерный Optima СТ520 (документ N5585000-1RU "Optima СТ520. Техническое справочное руководство", Ред.: 4а) Производитель указал следующее (соответствующие выдержки из документации представлены в приложении):
1) Для использования с томографом компьютерным Optima СТ520 предназначены рентгеновские трубки "Solarix 350".
2) Использование томографа при установке в него рентгеновских трубок сторонних производителей может привести к негативным последствиям. В том числе Производитель указал следующее:
"Система использует алгоритмы охлаждения и реконструкции, специально разработанные для рентгеновских трубок GE.
При использовании рентгеновских трубок другого производителя вы подвергаетесь трем опасностям.
- Трубки стороннего производителя могут выйти из строя, если задержки охлаждения не соответствуют требованиям их конструкции.
- Полученное изображение может иметь низкое качество, если рентгеновская трубка не соответствует характеристикам производительности GE.
- Если в системе установлены рентгеновские трубки стороннего производителя, утечка радиации может превышать технические требования GE.
ВНИМАНИЕ. Мы не можем гарантировать производительность и безопасность, если используются рентгеновские трубки стороннего производителя, поскольку алгоритмы охлаждения и реконструкции зависят от устройства трубки. Если в системе установлены рентгеновские трубки стороннего производителя, утечка радиации может превышать технические требования GE".
Таким образом, Производитель предписывает использовать в составе медицинского изделия томограф компьютерный Optima СТ520 исключительно трубки "Solarix 350" (номер запасной части рентгеновская трубка "Solarix 350" по каталогу производителя - D3145T). Производитель не гарантирует качество и безопасность работы медицинского изделия томограф компьютерный Optima СТ520 при установке в него рентгеновских трубок сторонних производителей, в т.ч. эквивалентных и аналогов. Производитель в документации прямо предупреждает о возможных негативных последствиях использования рентгеновских трубок сторонних производителей в составе томографа, т.к. производитель не проводил испытаний на совместимость и безопасность работы томографа при использования в его составе рентгеновских трубок сторонних производителей. Дополнительно доводим до вашего сведения письмо Росздравнадзора N 10-162/20 от 09.01.2020 г., в котором указывается следующее: "Замена оригинальных частей медицинского изделия на неоригинальные и замена рентгеновской трубки на иную относится к компетенции производителя и должна быть отражена в эксплуатационнойдокументации, сопровождающей медицинское изделие, с подтверждением его безопасности и эффективности". Также поясняем, что в п.6 технического задания "Требования по объему гарантий качества услуг" было указано обоснование применения рентгеновской трубки Solarix 350: "Ремонт производится строго в соответствии с действующей технической (эксплуатационной) документацией на медицинское оборудование. В соответствии с п.1 ст. 33 Закона N44-ФЗ от 05.04.2-13 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускается поставка эквивалентных запасных частей, что связано с необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Запасные части предназначаются для использования на сертифицированной технике заказчика, и эксплуатация неоригинальных запчастей и расходных материалов, не одобренных производителем, может привести к нарушению требований безопасности, установленных в стандартах на данную продукцию и подтверждённых при сертификации".
Комиссия отмечает, что при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать характеристики товара, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к за купаемому товару. Вместе с тем, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. При описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств невозможности поставить закупаемый товар.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ИП Арутюнян С.Л.(ИНН: 372900228237; ОГРНИП: 304370235700636) от 04.05.2022 N4501/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Арутюнян С.Л.(ИНН: 372900228237; ОГРНИП: 304370235700636) от 04.05.2022 N4501/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Октябрьская районная больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по ремонту медицинского оборудования (извещение N 0387200030322000020) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
|
|
Исп.Иванов Ю.В.
тел.8(3467) 38-80-81 доб.112
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 мая 2022 г. N 086/06/33-623/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2022