Резолютивная часть объявлена 13.05.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.05.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явился о месте, времени и дате рассмотрения уведомлен надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Медведева О.А. по доверенности N 4 от 12.05.2022;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Алембеков Р.Х. по доверенности N 01-Исх-68 от 18.01.2022;
рассмотрев жалобу В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Зубр" (ИНН: 8601070159; ОГРН: 1208600008760) от 06.05.2022 N4635/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва", Уполномоченного органа - Администрация города Ханты-Мансийска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300015622000041)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Зубр" (ИНН: 8601070159; ОГРН: 1208600008760) от 06.05.2022 N4635/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва", Уполномоченного органа - Администрация города Ханты-Мансийска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300015622000041).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
В требованиях к заявке на участие в закупке и инструкции по ее заполнению указано:
В подтверждение единым требованиям в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, участник закупки должен предоставить:
1) копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности и Приложение к лицензии на осуществление частной охранной деятельности "Перечень разрешённых видов услуг" в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", по следующему виду услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; либо выписку из реестра лицензий по форме, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343;
2) копию действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), либо выписку из реестра лицензий по форме, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343, по следующему виду услуг:
- Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Вместе с тем, в закупке установлены следующие коды позиций:
80.10.19.000 Услуги в области обеспечения безопасности прочие Час 18 732, включающие в себя
- дрессировку сторожевых собак; - услуги детекторов лжи; - услуги по снятию отпечатков пальцев; - уничтожение информации на любых носителях в целях безопасности.
80.10.12.000-00000002 Услуги частной охраны (Выставление поста охраны), включающие в себя.
Обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Охрана объектов , находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Использование мобильной группы
(характеристика является обязательной для применения)
Нет
Использование специальных средств
(характеристика является обязательной для применения)
Да
Нет
Наличие оружия у сотрудников охраны
(характеристика является обязательной для применения)
Да
Нет
Ни один из вышеуказанных кодов не подразумевает деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих).
В техническом задании прописан порядок оказания услуг с использованием РТДУ: 7.1. Для осмотра малогабаритных грузов, таких как ручная кладь, сумки, пакеты и другие личные вещи сотрудников и посетителей с целью исключения проноса на объекты предметов и веществ ограниченных в обороте, Исполнитель за счёт собственных сил и средств обязан установить РТДУ на следующих объектах охраны:
- Объект охраны Административное 3-х этажное здание МБУ "СШОР" , площадью 2 379,2 м2. по адресу г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина, д.1;
Объект охраны 2-х этажное административное здание, площадью 1 777,7 м2. по адресу г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина д. 101 А
На каждом вышеуказанном объекте по 1 шт. РТДУ.
7.2. Габаритные размеры РТДУ должны быть не более 1379 (Д) х 797 (Ш) х 1120 (В), мм.
7.3. Не позднее 01.09.2022 г., Исполнитель осуществляет установку РТДУ на объектах охраны. Все расходы связанные с установкой РТДУ несет Исполнитель.
7.4. На объектах охраны для размещения РТДУ Заказчик обязуется предоставить в безвозмездное пользование площадь.
Заказчик обязуется обеспечить возможность подключения РТДУ к электрическим сетям. Расходы за потребление электроэнергии несет Заказчик.
7.5. К оказанию услуг с использованием рентгенотелевизионной досмотровой установки не допускаются лица не соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации к лицам, эксплуатирующим рентгентелевизионную досмотровую установку.
7.6. Используемая при оказании услуг Исполнителем РТДУ должна соответствовать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, соответствовать лицензионным требованиям, государственным стандартам, а также иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к таким видам услуг.
7.7. Техническое (регламентное) обслуживание РТДУ Исполнитель осуществляет за счёт собственных сил и средств.
7.8. Исполнитель преступает к оказанию услуг осмотра вносимого на объект охраны (выносимого с объекта охраны) имущества с использованием РТДУ- 01.09.2022 года в 08 часов 00 мин.
В обосновании НМЦК данная часть услуг стоит в количестве 18732 часа, следовательно в извещении данные услуги проходят под кодом позиции 80.10.19.000 Услуги в области обеспечения безопасности прочие Час 18 732, что является нарушением классификации услуг, так как данный код не подразумевает использование РТДУ и наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Обращаем внимание, что в рамках одной закупки не может быть закуплено два вида услуг, так как это является нарушением законодательства и ограничением конкуренции. Согласно части 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых признается предметом торгов.
На основании изложенного, считаем, что Заказчик при размещении извещения N 0187300015622000041 от 25.04.2022 нарушил классификацию услуг, разместил в рамках одной закупки закупку двух видов лицензируемых услуг, а именно "Оказание охранных услуг" и "Оказание услуг с использованием РТДУ", подразумевающие наличие двух разных лицензий, что является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Также обращаем внимание, что получение лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), подразумевает отражение в лицензии адреса объекта использования источников ионизирующего излучения, что опять же ограничивает количество потенциальных участников закупки (Решение по делу N А33-25616/2019 от 16 октября 2019 года).
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе гласит следующее: при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В извещение были внесены изменения в части классификации кода ОКПД2. Код ОКПД2 80.10.19.000 "Услуги в области обеспечения безопасности прочие" был изменен на Код ОКПД2 80.10.12.000 "Услуги охраны".
Ввиду того, что для услуг осмотра вносимого на объект охраны (выносимого с объекта охраны) имущества с использованием рентгено-телевизионной досмотровой установки в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствуют необходимые Заказчику позиции с необходимыми показателями, Заказчик применил код ОКПД2 80.10.12.000 "Услуги охраны". Заказчик сформировал описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, исходя из собственных потребностей, с учетом постановления Правительства РФ от 23.06.2011 N 498.
Согласно извещению предмет закупки - оказание охранных услуг.
согласно подпункта 2 пункта 2 раздела 3 (Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке на выполнение работ, оказание услуг) установлено требование:
3.При проведении электронных процедур:
1) подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, специализированной электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с Законом о контрактной системе оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки;
2) при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Закона о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В подтверждение единым требованиям в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, участник закупки должен предоставить:
1) копию действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности и Приложение к лицензии на осуществление частной охранной деятельности "Перечень разрешённых видов услуг" в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", по следующему виду услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; либо выписку из реестра лицензий по форме, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343;
2) копию действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), либо выписку из реестра лицензий по форме, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343, по следующему виду услуг:
- Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно раздела 7 Технического задания, порядок оказания услуг с использованием РТДУ:
7.1. Для осмотра малогабаритных грузов, таких как ручная кладь, сумки, пакеты и другие личные вещи сотрудников и посетителей с целью исключения проноса на объекты предметов и веществ, ограниченных в обороте, Исполнитель за счёт собственных сил и средств обязан установить РТДУ на следующих объектах охраны:
- Объект охраны Административное 3-х этажное здание МБУ "СШОР" , площадью 2 379,2 м2. по адресу г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина, д.1;
Объект охраны 2-х этажное административное здание, площадью 1 777,7 м2. по адресу г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина д. 101 А
На каждом вышеуказанном объекте по 1 шт. РТДУ.
7.2. Габаритные размеры РТДУ должны быть не более 1379 (Д) х 797 (Ш) х 1120 (В), мм.
7.3. Не позднее 01.09.2022 г., Исполнитель осуществляет установку РТДУ на объектах охраны. Все расходы, связанные с установкой РТДУ несет Исполнитель.
7.4. На объектах охраны для размещения РТДУ Заказчик обязуется предоставить в безвозмездное пользование площадь.
Заказчик обязуется обеспечить возможность подключения РТДУ к электрическим сетям. Расходы за потребление электроэнергии несет Заказчик.
7.5. К оказанию услуг с использованием рентгенотелевизионной досмотровой установки не допускаются лица, не соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации к лицам, эксплуатирующим рентгентелевизионную досмотровую установку.
7.6. Используемая при оказании услуг Исполнителем РТДУ должна соответствовать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, соответствовать лицензионным требованиям, государственным стандартам, а также иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к таким видам услуг.
7.7. Техническое (регламентное) обслуживание РТДУ Исполнитель осуществляет за счёт собственных сил и средств.
Исполнитель преступает к оказанию услуг осмотра вносимого на объект охраны (выносимого с объекта охраны) имущества с использованием РТДУ- 01.09.2022 года в 08 часов 00 мин.
Согласно пояснениям заказчика на объектах спорта МБУ "СШОР" регулярно проходят массовые мероприятия такие как: спортивные соревнования; физкультурные мероприятия; а также один из объектов МБУ "СШОР" является избирательным участком для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.
В соответствии с п. 1 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее - Требования), настоящие требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно п. 5 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.п. "д" п. 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно- техническими средствами.
Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, в который включены следующие средства охраны:
1. Средства аудио- и видеонаблюдения.
2. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации.
3. Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа.
4. Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте.
5. Технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
РТДУ является техническим средством, позволяющим обнаружить предметы и вещества, ограниченные в обороте).
С помощью РТДУ охранные организации имеют возможность проведения процедуры "осмотр" с целью исключения проноса на объект предметов и веществ, ограниченных в обороте, право на проведение которой предусмотрено в пункте 3 части 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).
Применение РТДУ при оказании охранных услуг наиболее полно отвечает характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивает комплексное обеспечение безопасности, наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности места массового пребывания людей - учреждения, повышение качества охранных услуг.
Пунктом 3.4.1 Санитарных правил и нормативов СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40, предусмотрено, что деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения, не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. В соответствии с Законом о Контрактной системе, Письмом Минэкономразвития России от 13 января 2017 года N Д28и-212 техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика, заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию.
Заказчик вправе самостоятельно определять условия аукционной документации в пределах, оговоренных законом. В позициях технического задания описаны требования заказчика к оказанию услуг, необходимых для удовлетворения конкретных потребностей заказчика, связанных непосредственно с проведением массовых мероприятий.
Относительно довода Заявителя о необходимости самостоятельной закупки РТДУ заказчиком и отсутствии обязанности по таковому участниками контрактной сферы в материалы дела не представлено доказательств, информации о возложении таковых обязанностей на заказчика, наоборот, заказчик четко определил свою потребность в услугах в оспариваемой закупке.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО ЧОО "Зубр" (ИНН: 8601070159; ОГРН: 1208600008760) от 06.05.2022 N4635/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Зубр" (ИНН: 8601070159; ОГРН: 1208600008760) от 06.05.2022 N4635/22, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва", Уполномоченного органа - Администрация города Ханты-Мансийска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300015622000041) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии А.Г. Миронов
Члены Комиссии: Р.Р. Валиуллин
О.Н. Михайлова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК РАССЫЛКИ
N |
Корреспондент |
Адрес |
1 |
Администрация города Ханты-Мансийска |
Дзержинского ул., д.6, г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, 628012
pr@admhmansy.ru |
2 |
ООО "РТС-тендер" |
121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23А |
3 |
ООО ЧОО "Зубр" |
628012, г. Ханты-Мансийск, ГСК "Коммунальщик", бокс 6А |
4 |
Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва" |
628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина, д.1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 мая 2022 г. N 086/06/31-629/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2022