Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
при участии посредством видеооконференц-связи представителей:
Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери (далее - Заказчик):
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Заказчик):
ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Заявителя и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 29.04.2022 поступила жалоба Заявителя на действия/бездействие Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению в городе Твери интеллектуальных транспортных систем в рамках мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" (извещение от 27.03.2022 N 0136500001122000785 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения в части:
1) отсутствия запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616), неустановления ограничений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878) и условий допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина N 126н);
2) отсутствия описания поставляемого товара в соответствии с позициями, указанными в КТРУ;
3) отсутствия в документации проекта/шаблона сублицензионного договора и соглашения;
4) неприменения типовых условий контракта;
5) неприменения Заказчиком дополнительных требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2571);
6) несоответствия информации, указанной в приложении 7 и приложении 8 к Описанию объекта закупки.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 27.03.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 332 920 800,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 13.05.2022.
1. Заявитель в жалобе указывает, что в Аукционе неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 616, ограничения, в соответствии с Постановлением Правительства N 878, и условия допуска, в соответствии с Приказом Минфина N 126н.
Предметом закупки является выполнение работ по внедрению в городе Твери интеллектуальных транспортных систем в рамках мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек".
В соответствии с извещением о проведении электронного Аукциона заказчиком выбран код ОКПД2 - 62.01.12.000.
Данный код отсутствует в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Постановлению Правительства N 616.
Таким образом, полагаем, что Заказчиком правомерно не установлен запрет согласно требованиям Постановления Правительства N 616.
Также, данный код ОКПД2 отсутствует в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением Правительства N 878.
Требования Постановления Правительства N 878 применяются при поставке радиоэлектронной продукции, тогда как предметом рассматриваемой закупки являются работы по внедрению в городе Твери интеллектуальных транспортных систем, то есть создание системы в целом.
Таким образом, Заказчиком правомерно не установлены ограничения согласно требованиям Постановления Правительства N 878.
Помимо этого, вышеуказанный код ОКПД2 отсутствует в перечне товаров, установленном в соответствии с Приказом Минфина N 126н.
Кроме того, одновременное применение Постановления Правительства N 616 и Постановления Правительства N 878 не представляется возможным.
Довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы, в Аукционной документации отсутствует описание поставляемого товара в соответствии с позициями, указанными в КТРУ.
Согласно части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 145).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 145 использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях". Согласно информации, предоставленной заказчиком, заказчиком приобретается в собственность и ставится на балансовый учет система.
Вместе с тем, в КТРУ отсутствует позиция данного объекта закупки. Таким образом, информация, включенная в КТРУ, относительно каждого отдельного товара не применяется.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы, в документации отсутствует проект/шаблон сублицензионного договора и соглашения, срок действия таких договора и соглашения, а также перечень использования СПО.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 1.13 Описания объекта закупки, передача лицензий на СПО будет регулироваться отдельным сублицензионным соглашением в рамках Контракта.
Заявитель ссылается на то, что согласно пункту 2 части 2 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Лицензионный договор должен предусматривать способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Согласно части 4 статьи 1235 ГК РФ, срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.
Вместе с тем, Заказчик и Уполномоченный орган пояснили, что проект лицензионного договора будет предоставлен победителю при заключении муниципального контракта
Довод жалобы является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно не применены типовые условия контракта.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Закону о контрактной системе, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе типовых условий контрактов.
Согласно приказу Минцифры РФ от 17.12.2020 N 715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем" (далее - приказ Минцифры РФ N 715) показателями для применения типовых условий контракта служит наименование и код предмета контракта.
В пункте 2 Информационной карты типовых условий контракта приказа Минцифры РФ N 715 указано следующее:
а) наименование работы:
выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственной (муниципальной) информационной системы;
выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) иной информационной системы;
б) код предмета контракта по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)": 62.01; 63.11.1;
код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД "ОК 034-2014 (КПЕС 2008)": 62.01.1.
Предметом закупки является "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях", соответственно под соблюдение условий по наименованию работы данная закупка не подходит.
Таким образом, типовые условия контракта, согласно приказу Минцифры РФ N 715, не подлежат применению.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с пунктом 18 постановления Правительства РФ N 2571.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Пунктом 18 постановления Правительства N 2571 установлено, что в случае осуществления закупки по ремонту, содержанию автомобильных дорог, Заказчик устанавливает следующие требования к участникам закупки:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Вместе с тем, предметом закупки является выполнение работ по внедрению в городе Твери интеллектуальных транспортных систем.
Таким образом, вышеуказанный предмет закупки не подпадает под действие пункта 18 постановления Правительства N 2571.
Довод жалобы признается необоснованным.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации содержится несоответствие информации, указанной в приложении 7 и приложении 8 к Описанию объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 1 Приложения 6 к Объекту описания закупки, работы по модернизации светофорных объектов делятся на 2 типа.
В Приложении 7 к Объекту описания закупки указывается, что работы Тип 1 должны быть выполнены в отношении 19 светофоров, а работы Тип 2 - в отношении 46 светофоров.
Вместе с тем, исходя из таблицы, указанной в Приложении 8 к Объекту описания закупки, Дорожный контроллер тип 1 в составе СО требуется в количестве 18 штук, а Дорожный контроллер тип 2 в составе СО - в количестве 47 штук.
Заказчик пояснил, что в строке 46 приложения 7 к Объекту описания закупки, вместо необходимого типа 2, указан тип 1, при этом, в Приложении 8 к Объекту описания закупки, необходимое количество дорожных контролеров тип 1 (18 шт) и тип 2 (47 шт) указано верно, что подтверждается представленными Заказчиком коммерческими предложениями.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что является признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела 05-6/1-52-2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.