Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 11 мая 2022 г. N 03/44-22
Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Инспекция) проведена внеплановая документарная проверка в отношении МБОУ "Писковская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 180551, Псковская обл., Псковский р-он, д. Писковичи, ул. Волкова, д. 11.Почтовый адрес: 180551, Псковская обл., Псковский р-он, д. Писковичи, ул. Волкова, д. 11.
Место проведения проверки: г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 13.
Продолжительность проверки: 20 рабочих дней
Срок проведения проверки: с 07 апреля 2022 года по 21 апреля 2022 года.
Продление проверки: до 11 мая 2022 года.
Предмет проверки - соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Проверка проводилась Инспекцией Псковского УФАС России
В ходе проведения проверки Инспекцией были изучены:
1. Реестр договоров, заключенных с единственным поставщиками на поставку продуктов питания за 2021 г. и 2022 г..
2. Постановление прокуратуры Псковского района (вх. N240-з от 14.03.2022).
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено следующее:
На основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе Заказчиком заключены следующие договоры:
- NГК/21/П/7 от 05.01.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 28.02.2021 г.;
- NГК/21/П143 от 01.03.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.03.2021 г.;
- NГК/21/П177 от 01.04.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 30.04.2021 г.;
- NГК/21/Б/6 от 01.05.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 30.06.2021 г.;
- NГК/21/Б/35 от 01.07.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.08.2021 г.;
- NГК/21/Б/103 от 01.09.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 30.09.2021 г.;
- NГК/21/Б/122 от 01.10.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.10.2021 г.;
- NГК/21/Б/142 от 01.11.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 30.11.2021 г.;
- NГК/21/Б/158 от 01.12.2021 г. с ООО "ГК "Мега Холод" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- NН-20 от 11.01.2021 г. с ИП Никоноров О.Е. на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 30.06.2021 г.;
- NН-20 от 01.07.2021 г. с ИП Никоноров О.Е. на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- N08 от 01.01.2021 г. с ПО "Палкинский хлебозавод" на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий на сумму 400 000 руб. со сроком действия до 30.04.2021 г.;
- N08 от 05.05.2021 г. с ПО "Палкинский хлебозавод" на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий на сумму 400 000 руб. со сроком действия до 30.09.2021 г.;
- N08/2 от 01.10.2021 г. с ПО "Палкинский хлебозавод" на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий на сумму 400 000 руб. со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- N376 от 11.01.2021 г. с ООО "Продмид" на поставку продуктов питания на сумму 500 000 руб. со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- N89 от 11.01.2021 г. с ООО "Ивица" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- N87/21 от 11.01.2021 г. с ИП Петров В.Е. на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- N2 от 11.01.2021 г. с ООО "Фрутмикс" на поставку продуктов питания на сумму 600 000 руб. со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- N531/10-21 от 11.10.2021 г. с ООО "ПсковАгроИнвест" на поставку продуктов питания на сумму 300 000 руб.;
- NК/01 от 09.01.2021 г. с ИП Китт Н.Б. на поставку продуктов питания со сроком действия до 03.12.2021 г.;
- Nб/н от 11.01.2021 г. с ООО ТФ "Водный мир" на поставку питьевой воды со сроком действия до 31.12.2021 г.;
- N20/21 от 10.01.2021 г. с ЗАО "Агрофирма Победа" на поставку сельскохозяйственной продукции на сумму 600 000 руб.;
(Далее - договоры поставки на продукты питания).
При проведении внеплановой проверки установлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
1. В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений ( ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Перечень закупок, который поставщик вправе осуществить без проведения конкурентных процедур, является исчерпывающим, и определен ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться Заказчиком при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 1 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Данная статья подлежит реализации тогда, когда отсутствует конкурентная среда, удовлетворяющая потребностям государственного (муниципального) заказчика, а равно в иных исключительных случаях, когда проведение торгов нецелесообразно.
Таким образом, Законодатель определяет конкурентные способы определения поставщика приоритетными при осуществлении закупок. Принятие Заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком не должно восприниматься им как произвольные действия, а напротив отвечать целям Закона, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В нарушение вышеуказанных норм закона, заказчик, минуя конкурентные способы определения поставщика, целью которых является обеспечение конкуренции между участниками закупок и предоставления любому заинтересованному лицу возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в 2021 году заключил 22 договора в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе на одноименные виды товаров.
Заключение с разными Поставщиками (более 10) договоров на одноименные виды товаров подтверждает наличие конкурентного рынка данных товаров.
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.
По результатам рассмотрения заключенных МБОУ "Писковская средняя общеобразовательная школа" с единственными поставщиками контрактов установлено, что предметы вышеуказанных контрактов составляют однородный объект закупки - поставка продуктов питания.
Стоимость совершенных сделок превышает предельно допустимый размер закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - 600 000 рублей, а именно 11 000 000 руб..
Так, действия Заказчика по заключению контрактов на одноименные работы, с единственным поставщиком, не соответствуют требованиям Закона, направленны на ограничение круга возможных претендентов на участие в закупке, создают преимущественное право одному поставщику, что нарушает права и законные интересы других участников предпринимательской деятельности и не отвечает принципам справедливой конкуренции.
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п.4 ч.1 ст.93 и ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренач.2 ст.7.29 КоАП РФ.
2. Существенными согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ч.4 ст.93 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии со ст.22 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Как установлено Инспекцией, в договорах с единственными поставщиками на поставку продуктов питания в нарушение положений Закона о контрактной системе не установлены существенных условия в части отсутствия спецификаций к контрактам, а также обоснования цены контрактов.
Согласно письменным объяснениям директора МБОУ "Писковская средняя общеобразовательная школа" Строгановой Г.Н. от 27.04.2022 г. (в материалах дела) спецификации к договорам отсутствуют, цена договоров была обусловлена допустимой суммой в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе (600 000 руб.). Учреждением заключались договора с несколькими Поставщиками. При необходимости продуктов питания ответственное должностное лицо перед составлением заявки посредством телефонного звонка запрашивало у Поставщиков цены на продукты для выявления более низкой цены. Поставка осуществлялась с наиболее выгодной для Учреждения заявкой.
Официальных запросов коммерческих предложений с целью обоснования НМЦК не направлялось.
Договоры поставки на продукты питания не содержат в себе существенных условий, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи.
В соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии со ст. 465 ГК РФ количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности.
К существенным условиям договора поставки относятся предмет договора (наименование товара и его количество), срок поставки, цена.
Таким образом, в нарушение норм п. 3 ст. 455 ГК РФ, 465 ГК РФ, 506 ГК РФ договоры поставки продуктов питания не содержат в себе существенных условий, а именно: предмета договора (наименование товара и его количество), обоснования НМЦК.
Не указание в договоре существенных условий приводит к нивелированию основных целей и принципов, предусмотренных ст. 6 Закона о контрактной системе: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Заключение подобных договоров является согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и гражданскому законодательству.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 и ч.2 ст.34 и п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, п. 3 ст. 455 ГК РФ, 465 ГК РФ, 506 ГК РФ
Инспекция, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях МБОУ "Писковская средняя общеобразовательная школа" нарушения ч.1 ст.24, ч.1 и ч.2 ст.34 и п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
2. Материалы проверки передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
Решение инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 16 мая 2022 г. N 03/44-22 (ключевые темы: поставка продуктов питания - контрактная система в сфере закупок - существенные условия договора - конкуренция - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2022