Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи Псковской таможней (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в ООО "ТАРИОН" (адрес: 620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 55 пом. 23; ИНН 6658531562), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по содержанию зданий, сооружений и прилегающих территорий на объектах Псковской таможни (ППУ "Байдаково", ППУ "Долосцы", ППУ "Невельский", ППУ "Дрозды") (номер извещения 0157100004721000118),
УСТАНОВИЛА:
05 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении ООО "ТАРИОН" (адрес: 620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 55 пом. 23; ИНН 6658531562), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по содержанию зданий, сооружений и прилегающих территорий на объектах Псковской таможни (ППУ "Байдаково", ППУ "Долосцы", ППУ "Невельский", ППУ "Дрозды") (номер извещения 0157100004721000118).
Рассмотрение сведений состоялось 13 мая 2022 года в 12 часов 00 минут.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157100004721000118 о проведении электронного аукциона - 30.11.2021 16:51.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 965 330,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "ЕЭТП".
4) Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.12.2021 N0157100004721000118-1 подано 4 (четыре) заявки на участие в электронном аукционе, все допущены.
5) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2021 N0157100004721000118-3, признано победителем электронного аукциона Общество с ограниченной ответственностью "ТАРИОН", 620102, г. Екатеринбург, ул. Радищева, строение 55, пом. 23, ИНН 6658531562, предложившее цену контракта 932 173 (Девятьсот тридцать две тысячи сто семьдесят три) рубля 34 копейки.
6) 28.12.2021 между Заказчиком и ООО "Тарион" заключен контракт на оказание услуг по содержанию зданий, сооружений и прилегающих территорий на объектах Псковской таможни (ППУ "Байдаково", ППУ "Долосцы", ППУ "Невельский", ППУ "Дрозды") на сумму 932 173,34 рублей, со сроком исполнения до 31.12.2022 года. (реестровый номер: 1602701903122000020).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. Контракта, исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию зданий, сооружений и прилегающих территорий на объектах Псковской таможни (ППУ "Байдаково", ППУ "Долосцы", ППУ "Невельский", ППУ "Дрозды") (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Пунктом 4.3.1. Контракта определено, что исполнитель обязан оказать услуги по содержанию зданий, сооружений и прилегающих территорий на объектах Псковской таможни расположенных по адресам: Псковская область, Себежский район, д. Байдаково, ППУ "Байдаково"; Псковская область, Себежский район, д. Долосцы, ППУ "Долосцы"; Псковская область, Невельский р-н 3 км южнее д. Лобок, на а/д Санкт-Петербург - Киев, ППУ "Невельский", Псковская область, Усвятский район, 19 км а/д Усвяты-Сураж, вблизи населенного пункта д. Дрозды, ППУ "Дрозды".
В соответствии с п.4.3.2. Контракта исполнитель обязан оказать услуги в полном объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и Техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
Согласно п.4.3.3. и 4.3.4. Контракта, что исполнитель обязан оформить и вести на каждом объекте: журнал оказанных услуг на объекте (приложение N 5 к контракту); один раз в месяц представлять Заказчику на проверку журнал оказанных услуг на объекте (приложение N 5 к контракту).
21.02.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с запросом журнала оказанных услуг, журнала работы ДГУ, расчеты списания топлива, а также откорректированные акты оказанных услуг в соответствии с фактическим посещением объекта.
Также Заказчик указал о необходимости предоставления дополнительного номера телефона для связи, так как по всем Заказчику известным номерам Подрядчик не отвечает.
22.02.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика с заявкой оказать услуги не позднее 25.02.2022 г.
01.03.2022 г. Акт N1 неисполнения условий контракта.
03.03.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с актом неисполнения условий контракта (исх.N32-12/08203).
15.03.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с просьбой предоставить дополнительные номера телефонов для связи, так как по всем Заказчику известным номерам Подрядчик не отвечает, услуги на объектах не оказываются.
16.03.2022 г. Акт N2 неисполнения условий контракта.
18.03.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с актом неисполнения условий контракта (исх.N32-12/10375).
23.03.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с просьбой предоставить журнал оказанных услуг и счета на оплату фактически оказанных услуг (исх.N32-12/11168).
05.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе ФАС России в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 13 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения стороны, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 контракта, установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
05.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.04.2022 Решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно действующему законодательству при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Уведомление о вручении почтового отправления с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком в адрес Псковского УФАС не предоставлено.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 05.04.2022 + 15 + 10 = 01.05.2022.
Согласно части 3 стать 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Сведения о расторжении контракта в разделе "реестр контрактов" направлены Заказчиком на размещение 05.05.2022 в регламентированный Законом срок.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Сведения в отношении ООО "Тарион" поступили в Псковское УФАС 05.05.2022 в регламентированный Законом срок.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ООО "Тарион" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Псковское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
ООО "Тарион" уведомлен надлежащим образом, при этом к заседанию не подключился, письменная позиция в Псковское УФАС России представлена не была.
В данном электронном аукционе приняло участие четыре заявки, что подтверждает наличие конкуренции на данном рынке товаров, а также готовность исполнить контракт других участников закупки.
Комиссия проанализировала действия Заказчика, направленные на эффективное и законное взаимодействие с Поставщиком, на которое последний вправе рассчитывать ввиду общей для них юридически значимой цели - относительно скорого и качественного выполнения работ с декабря 2021 года по март 2022 года.
А исполнитель напротив, не выполнил условия контракта.
Согласно сведениям, представленным в Псковское УФАС России, Общество в РНП состоит - 7 записей, в ЕИС с 2020 года, имеет 22 контракта, 12 со статусом "исполнение", 0 - "исполнение завершено", 10 - "исполнение прекращено".
В том числе Комиссией было учтено, что на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком фактически выполнено 0% работ.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что ООО "Тарион" имело возможность исполнить обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества.
Данное недобросовестное поведение Общества повлекло негативные последствия для Заказчика, в виде нарушения деятельности Учреждения по содержанию зданий, сооружений и прилегающих территорий на объектах Псковской таможни.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (04.05.2024 года) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: ООО "Тарион";
- место нахождения: 620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 55 пом. 23;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 6658531562);
- сведения об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя): Гвардейцева Татьяна Николаевна.
- ИНН участника: 470407561446;
- дата проведения электронного аукциона: 13.12.2021;
- объект закупки: оказание услуг по содержанию зданий, сооружений и прилегающих территорий на объектах Псковской таможни (ППУ "Байдаково", ППУ "Долосцы", ППУ "Невельский", ППУ "Дрозды") (номер извещения 0157100004721000118);
- цена контракта - 932 173,34 рублей;
- срок выполнения работ: до 31 декабря 2022 года.
2. Направить вышеуказанную информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России посредством единой информационной системы.
3. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Приложение к настоящему решению - Таблица к Решению NРНП 060/06/95-200/2022 на 1л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.