Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (адрес: 361424, Кабардино-Балкарская республика, Чегемский р-н, с.Каменка, ул. Революционная, д. 225 кор. 1; ИНН: 0708006803), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работы по реконструкции незавершенного строительством объекта капитального строительства "Реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет по адресу: Псковская область, г.Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1" (реестровый номер: 1602713861719000034),
УСТАНОВИЛА:
05 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (адрес: 361424, Кабардино-Балкарская республика, Чегемский р-н, с.Каменка, ул. Революционная, д. 225 кор. 1; ИНН: 0708006803), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работы по реконструкции незавершенного строительством объекта капитального строительства "Реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет по адресу: Псковская область, г.Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1" (реестровый номер: 1602713861719000034).
Рассмотрение сведений состоялось 13 мая 2022 года в 11 часов 20 минут, с учетом объявленного перерыва до 16 часов 00 минут в связи с необходимостью предоставления дополнительных данных.
06.09.2019 г. между Заказчиком и Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" путем осуществления закупки у единственного поставщика заключен контракт N 2 на выполнение работ по реконструкции незавершенного строительством объекта капитального строительства "Реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет по адресу: Псковская область, г.Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1" на сумму 258 708 552,94 рублей, со сроком выполнения работ до 20.05.2020 года (реестровый номер: 1602713861719000034).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по реконструкции незавершенного строительством объекта капитального строительства "Реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская область, г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1" (далее - "Объект"), в соответствии со сводным сметным расчетом, подписанным Сторонами, определяющим цену и объем работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1), Техническим заданием (Приложение N 3), в сроки, установленные Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить результаты выполненных Подрядчиком работ, в порядке и сроки, установленные в Контракте.
Согласно п.2.4. Контракта, оплата производится Заказчиком в следующем порядке:
2.4.1. авансовый платеж в размере 90% (Девяносто процентов) от цены Контракта в сумме 232 837 697 руб. 65 коп. (Двести тридцать два миллиона восемьсот тридцать семь тысяч шестьсот девяносто семь) рублей 65 копеек.
2.4.2. дальнейшая оплата производится за фактически выполненные и принятые объемы работ на основании Акта о приемке выполненных работ (Форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (Форма КС-3), оформленных Подрядчиком в отношении соответствующего этапа работ, и счета на оплату.
30.10.2019 г. платежное поручение N621094 - оплата аванса на сумму 232 837 697,65 руб..
В соответствии с п.3.3. и п.3.4. Контракта сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2); начало работ - с момента заключения Контракта, завершение работ - 20.05.2020.
20.05.2020 г. Заключено дополнительное соглашение N2, в соответствии с которым срок действия контракта изменен до 20.01.2021 г. с изменением календарного плана работ.
Согласно п.4.4.9. Контракта, в 3-дневный срок надлежит известить Заказчика в письменном виде и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности, предоставленных Заказчиком проектной и иной технической документации;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или Прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
13.07.2020 г., 16.07.2020 г, 27.07.2020 г. от Подрядчика в адрес Заказчика письма с замечаниями к ПСД (исх.N109-2033/11/ОТН, исх.N109-2081/11/ОТН, исх.N109-2252/11/ОТН, исх.N109-2253/11/ОТН).
11.11.2020 г. от Подрядчика в адрес Заказчика письмо о приостановке работ до получения необходимой для производства работ документации. Датой начала выполнения работ Подрядчик считает датой передачи Заказчиком полного комплекта необходимой документации.
07.09.2021 г. Положительное заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения.
22.10.2021 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо о передаче откорректированной документации по накладной N09 от 22.10.2021 г. согласно полученного положительного заключения государственной экспертизы для возобновления строительно-монтажных работ (исх.N02.11.30-7248).
25.10.2021 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с просьбой в кратчайшие сроки возобновить работы (исх.N02.11.30-7262).
09.11.2021 г. от Подрядчика в адрес Заказчика письмо о возобновлении строительно-монтажных работ с 10.11.2021 г..
12.11.2021 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо с просьбой выполнить неотложные работы для ввода объекта (исх.N02.11.30-7642).
29.12.2021 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо о совещании по вопросу закрытия объема работ (исх.N02.11.30-9292).
01.03.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика претензия-требование о необходимости погашения задолженности (исх.N30.03.01-27).
31.03.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.04.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика уведомление о вызове подрядчика для передачи строительной площадки (объекта) (исх.N30.04.14-36).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе ФАС России в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 13 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения стороны, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 6.3. Контракта, установлено, что если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (задержка в выполнении работ на 1/2 срока), Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
30.03.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.03.2022 Решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
01.04.2022 Решение направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (номер почтового идентификатора 80093370812935).
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно действующему законодательству при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Уведомление о вручении почтового отправления с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком в адрес Псковского УФАС не предоставлено.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 29.04.2022.
Согласно части 3 стать 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Сведения о расторжении контракта в разделе "реестр контрактов" направлены Заказчиком на размещение 29.04.2022 в регламентированный Законом срок.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Сведения в отношении ФГУП "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" поступили в Псковское УФАС 05.05.2022 в регламентированный Законом срок.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ФГУП "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Псковское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность Подрядчику принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в закупке с единственным поставщиком, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
ФГУП "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказания" уведомлен надлежащим образом, при этом к заседанию не подключился, письменная позиция в Псковское УФАС России представлена не была.
Заказчик мотивировал решение об одностороннем отказе нарушением срока выполнения работ.
Комиссия проанализировала действия Заказчика, направленные на эффективное и законное взаимодействие с Поставщиком, на которое последний вправе рассчитывать ввиду общей для них юридически значимой цели - относительно скорого и качественного выполнения работ с сентября 2019 года по март 2022 года.
А исполнитель напротив, не выполнил условия контракта.
Общество в состоит РНП - 12 записей, в ЕИС с 2020 года, имеет 1192 контракта, 67 со статусом "исполнение", 857 - "исполнение завершено", 268 - "исполнение прекращено".
Данное недобросовестное поведение Общества могло повлечь негативные последствия для Заказчика, в виде непредставления студентам университета необходимых условий, в частности отсутствие студенческого городка с гостиницей, концертным залом, спортивными зонами, студенческим кафе и другими объектами современной инфраструктуры.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
В том числе Комиссией было учтено, что на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, стоимость исполнения обязательств составила 54,27%, а именно 140 403 250,29 руб.
При этом фактически Заказчиком оплачено 232 837 697,65 (аванс 90%).
Согласно п.2.3. Контракта, источником финансирования является субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что ФГУП "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказания" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (16.05.2024 года) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний";
- место нахождения: 361424, Кабардино-Балкарская республика, Чегемский р-н, с.Каменка, ул. Революционная, д. 225 кор. 1;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 0708006803);
- сведения об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя): Костромцова Наталья Анатольевна
- ИНН участника: 352825177556;
- дата закупки с единственным поставщиком: 06.09.2019 г.;
- объект закупки: выполнение работы по реконструкции незавершенного строительством объекта капитального строительства "Реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет по адресу: Псковская область, г.Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1" (реестровый номер: 1602713861719000034);
- цена контракта - 258 708 552,94 рублей;
- срок выполнения работ: до 20.01.2021 года.
2. Направить вышеуказанную информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России посредством единой информационной системы.
3. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Приложение к настоящему решению - Таблица к Решению NРНП 060/06/95-198/2022 на 1л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.