Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи Государственного учреждения - отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя Лаврова Сергея Андреевича (адрес: 182500, Псковская область, г. Невель, ул. Ясная поляна, дом 1, ИНН 600902367684), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по выполнению работ по капитальному ремонту помещений Клиентской службы (на правах отдела) в Усвятском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (Псковская область, рп. Усвяты, ул. 25 Октября, д. 67) (номер извещения 0257100000122000005),
УСТАНОВИЛА:
05 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Лаврова Сергея Андреевича (адрес: 182500, Псковская область, г. Невель, ул. Ясная поляна, дом 1, ИНН 600902367684), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по выполнению работ по капитальному ремонту помещений Клиентской службы (на правах отдела) в Усвятском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (Псковская область, рп. Усвяты, ул. 25 Октября, д. 67) (номер извещения 0257100000122000005).
Рассмотрение сведений состоялось 13 мая 2022 года в 12 часов 40 минут с учетом объявленных перерывов до 16 мая 2022 г. 10 часов 00 минут и 16 часов 00 минут в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов адрес Комиссии.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0257100000122000005 о проведении электронного аукциона - 31.01.2022 14:47.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 452 594,64 рублей.
3) Оператор электронной площадки - РТС-тендер.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.02.2022 NИЭА1, на участие в аукционе подано две заявки, все признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки N 111348182, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 450 331,66 руб. (Четыреста пятьдесят тысяч триста тридцать один рубль 66 копеек).
5) 21.02.2022 между Заказчиком и ИП Лавровым А.С. заключен контракт N 1-14 на по выполнению работ по капитальному ремонту помещений Клиентской службы (на правах отдела) в Усвятском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области на сумму 450 331,66 рублей, со сроком по 12.05.2022 года (реестровый номер 1602700542322000049).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту помещений Клиентской службы (на правах отдела) в Усвятском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области, именуемые в дальнейшем "работы (услуги)", в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническими требованиями (Приложение N 1) со всеми приложениями, Локальным сметным расчетом (Приложение N 2), прилагаемыми к Контракту и являющимися его неотъемлемой частью, и обязуется сдать результат выполненных работ (оказанных услуг) Заказчику.
В соответствии с пунктами 4.1. и 4.3. контракта срок(и) выполнения работ (оказания услуг): с момента заключения государственного контракта по 12.05.2022 года; Подрядчик обязан приступить к выполнению работ по Контракту не позднее 3 (трех) дней с момента заключения Контракта.
Если Подрядчик не приступил к выполнению работ по Контракту в установленный Контрактом срок и(или) выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков.
01.04.2022 от Заказчика Подрядчику письмо с требованием исполнить обязательства.
05.04.2022 от Поставщика в адрес Заказчика письмо о невозможности приступить к исполнению в связи с материальными трудностями. Просят расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
14.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.12. контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
14.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.04.2022 Решение размешено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
14.04.2022 Решение направлено по почте (почтовый идентификатор 80092971149952).
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно действующему законодательству при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Заказчиком представлено подтверждение направления решения по почте письмом с уведомлением о вручении в адрес Псковского УФАС (согласно извещению "ZK-1776/040201 получено 21.04.2022 г.).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с положениями указанных выше норм, срок исчисления вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в данном случае, определен как 21.04.2022 +10 = 04.05.2022 года (с учетом праздничных дней).
Сведения о расторжении контракта в реестре контрактов направлены Заказчиком на размещение 05.05.2022 года, в установленный Законом срок.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Сведения в отношении ИП Лаврова С.А. направлены Заказчиком в Псковское УФАС 05.05.2022 года.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закон о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
При включении в РНП в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношениях определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Включение в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При принятии решения Комиссией Псковского УФАС учитывалась, несоразмерность меры лишения участия в торгах и цены контракта 450 331,66 рублей.
Комиссией было учтено, что общество в РНП не состоит, в ЕИС с 2020 года, имеет 23 контракта, 0 со статусом "исполнение", 20 - "исполнение завершено", 3 - "исполнение прекращено", 1 из которых по соглашению сторон, 2 - односторонний отказ (один из них рассматриваемый случай).
Исполнение 23 контрактов является одним из подтверждений добросовестного поведения Подрядчика.
На заседании ИП Лавров С.А. пояснил, что материальные сложности возникли в связи со значительным для предпринимателя повышением стоимости материалов для выполнения контракта, связанным со сложившимися экономическими условиями в РФ, в том числе на основании коммерческих предложений от 23.03.2022 г. и 28.03.2022 г. (в материалах дела).
Лавровым С.А. представлены чеки по оплате материалов (перчатки, круг отрезной по металлу, саморезы, гвозди строительные, стеклоизолятор, эмаль, ванночка для краски, краска, шпатлевка, валик, кисти), как подтверждение действий, направленных на желание исполнения контракта.
Также предприниматель пояснил о возникновении финансовых проблем при попытках привлечения стороннего капитала, а именно сторонние инвесторы (в материалах дела) и банки отказались предоставлять займы.
Кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Заказчиком не представлены сведения о выставлении требований об уплате штрафных санкций ИП.
На заседании комиссии на включение в реестр недобросовестных поставщиков ИП Лаврова С.А. Заказчик не настаивал.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным учреждением - отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Псковской области в отношении Индивидуального предпринимателя Лаврова Сергея Андреевича (адрес: 182500, Псковская область, г. Невель, ул. Ясная поляна, дом 1, ИНН 600902367684), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по выполнению работ по капитальному ремонту помещений Клиентской службы (на правах отдела) в Усвятском районе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (Псковская область, рп. Усвяты, ул. 25 Октября, д. 67) (номер извещения 0257100000122000005) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.