Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 мая 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Капитал" (далее - заявитель, ООО РСК "Капитал") - ///, председателя комиссии по осуществлению закупок Комитета по экономике и развитию предпринимательства Администрации Тулунского района - ///, члена комиссии - ///, секретаря комиссии - ///,
в отсутствие представителей Муниципального образовательного учреждения "Гадалейская средняя общеобразовательная школа" (далее - заказчик), Комитета по экономике и развитию предпринимательства Администрации Тулунского района (далее - уполномоченный орган),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе "Капитальный ремонт здания МОУ "Гадалейская СОШ" по адресу: Иркутская область, Тулунский район, с. Гадалей, пер. Школьный, д. 1", извещение N 0134600002122000021 в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по
тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок.
По мнению заявителя жалобы, комиссия по осуществлению закупок неправомерно признала победителем электронного аукциона ИП Ибатова А.Г., так как участник не соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности им превышен предельный размер обязательств по договорам строительного подряда.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом на основании заявки заказчика 15.04.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме для закупки N 0134600002122000021 "Капитальный ремонт здания МОУ "Гадалейская СОШ" по адресу: Иркутская область, Тулунский район, с. Гадалей, пер. Школьный, д. 1".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 69 122 650 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 25.04.2022 г. на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки. Лучшее предложение о цене контракта сделал участник закупки с идентификационным номером заявки 111738777 в размере 59 791 092 рубля 25 копеек.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0134600002122000021 от 27.04.2022 г. участник закупки с идентификационным номером заявки 111738777 - Индивидуальный предприниматель Ибатов Ариф Гумбат оглы (далее - ИП Ибатов А.Г.) признан победителем электронного аукциона, участник закупки с идентификационным номером заявки 111768040 - ООО РСК "Капитал" заняло второе место.
Не согласившись с решением комиссия по осуществлению закупок, ООО РСК "Капитал" обратилось с жалобой в Иркутское УФАС России.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, исследовав представленные документы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлено в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пункт 12 части 1 которой определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Положения о содержании заявки на участие в закупке закреплены в статье 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, в части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ указано, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Так, подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Предметом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт здания, то есть капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
С учетом вышеуказанных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в извещении о проведении электронного аукциона установлены соответствующие требования (строка "Требования к участникам" электронного извещения, электронный документ "Требование к составу, содержанию заявки").
Частями 4 - 7 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с ежегодным планом проведения проверок членов саморегулируемой организации.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации если по результатам проверки, указанной в части 6 статьи 55.13, саморегулируемой организацией установлено, что по состоянию на начало следующего за отчетным года фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого этим членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, саморегулируемая организация в трехдневный срок после завершения проверки направляет ему предупреждение о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требование о необходимости увеличения размера взноса, внесенного таким членом в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств такого члена.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 настоящего кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
При этом, частью 3 статьи 55.16. Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой 11 организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.
Частью 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Таким образом, в соответствии с установленными требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от указания вышеперечисленных требований в извещение о закупке, у лица, которое планирует принимать участие в конкурентных процедурах в целях заключения договора строительного подряда, должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Выписка из саморегулируемой организации, предоставляемая в составе заявки на участие в закупке, имеет утвержденную форму согласно Приказу Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", в которой отражается информация о взносах в компенсационный фонд, как обеспечения договорных обязательств, так и возмещения вреда.
Согласно представленным уполномоченным органом заявкам участников закупки, ИП Ибатовым А.Г. в составе заявки на участие в электронном аукционе представлена выписка из саморегулируемой организации, согласно которой победитель электронного аукциона имеет первый уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств (не превышает 60 миллионов рублей).
По мнению заявителя, ИП Ибатовым А.Г. на момент подачи заявки уже заключены контракты на сумму 8 325 000 рублей (ИКЗ 222383200375338320100101260014120243) и 26 023 291, 60 рублей (ИКЗ 222381600136438160100101000014120243), а с учетом предложенной победителем электронного аукциона цены контракта, стоимость обязательств по договорам строительного подряда, заключенным ИП Ибатовым А.Г. с использованием конкурентных способов заключения договоров превышает 60 миллионов рублей.
Вместе с тем, исходя из системного толкования норм материального права контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, возлагается на саморегулируемую организацию.
Кроме того, действующим законодательством в сфере закупок не установлено иных требований к подтверждению участниками закупок права выполнения работ по строительству объектов капитального строительства, а также формы подачи таких подтверждающих документов. Также извещением не установлена обязанность по проверке фактического совокупного размера указанных обязательств. Какого-либо дополнительного анализа сведений, проверочных мероприятий, запросов в отношении участников закупки, а также права на проведение подобных проверок ни Федеральным законом N 44-ФЗ, ни извещением о проведении электронного аукциона не установлено.
Согласно действующему законодательству единственным субъектом, имеющим обязанность по подтверждению сведений о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, является сам подрядчик.
При указанных обстоятельствах участник электронного аукциона самостоятельно определяет возможность участия в определенной закупке согласно соответствующему уровню ответственности по обязательствам, определенным в реестре членов саморегулируемой организации.
Данные правоотношения возникают в силу части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации только между саморегулируемой организацией и его членами. Порядок уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, утвержден приказом Минстроя России от 10.04.2017 N 700/пр.
Более того, согласно части 5 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Следовательно, в соответствии с Градостроительным кодекса Российской Федерации функции по осуществлению контроля за совокупным размером обязательств участника по всем договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов в части превышения уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств должны осуществляться саморегулируемой организацией, членом которой является участник закупки, а не комиссией по осуществлению закупок.
Кроме того, Верховный суд в своем Определении от 21.03.2019 N 305-КГ18-26008 по делу N А40-27939/2018 указал, что допустимо участие в закупках без достаточного обеспечения уровня допуска, при условии, что они будут дополнены до необходимого уровня ответственности до момента подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО РСК "Капитал" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2022