На основании поступившей информации, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) N 038/135/22 от 25.04.2022 г. о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки),
Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: ///;
участники Инспекции: ///;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" (ИНН 3808225040) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронных аукционов:
- на поставку постельных принадлежностей для ГУ МВД России по Иркутской области (прочая закупка товаров, работ, услуг), реестровый номер торгов
- 0834100000221000010;
- на поставку бумаги для офисной техники для нужд ГУ МВД России по Иркутской области (Прочая закупка товаров, работ, услуг), реестровые номера закупок 0834100000221000007, 0834100000221000008, 0834100000221000009;
на оказание услуг по уборке и дезинфекции служебных помещений, прилегающей территории зданий ГУ МВД России по Иркутской области (прочая закупка товаров, работ, услуг), реестровый номер закупки 0834100000221000029.
Место нахождения Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" (далее также заказчик, ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области"): 664003, г. Иркутск, ул. Фурье, д. 14.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены информация, размещенная в Единой информационной системе, копии следующих документов:
- Приказ ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области" от 14.04.2021 г. N 51 от "Об утверждении состава Единой комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области" по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд";
- извещение о проведении электронных аукционов для закупок NN 0834100000221000010, 0834100000221000007, 0834100000221000008, 0834100000221000009, 0834100000221000029;
- документации об электронном аукционе в электронной форме по вышеуказанным закупкам;
- заявки участников закупки по закупкам;
- протоколы, составленные в ходе проведения закупок;
- государственные контракты, заключенные по итогам закупок NN 0834100000221000010, 0834100000221000007, 0834100000221000008, 0834100000221000009, 0834100000221000029;
- документы, подтверждающие исполнение вышеуказанных контрактов;
- письменные пояснения ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области";
- иные материалы.
Описательная часть
В Иркутское УФАС России поступила информация о нарушении ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области" требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом от 25.04.2022 г. N 038/135/22 руководителем Иркутского УФАС России назначена внеплановая проверка на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении закупок.
В ходе проверки Инспекцией Иркутского УФАС России установлено следующее.
1. Заказчиком 18.05.2021 г. в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834100000221000010 и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта "Поставку постельных принадлежностей для ГУ МВД России по Иркутской области (прочая закупка товаров, работ, услуг)" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 999 948 рублей 25 копеек.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, частью II (Техническое задание) документации об аукционе к поставке требуется:
N п/п |
Наименование товара |
Страна происхождения |
ОКПД/КТРУ |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Одеяло байковое |
|
13.92.11.110 |
шт. |
200 |
2 |
Наволочка верхняя для подушек спальных |
|
13.92.12.113/00000006 |
шт. |
917 |
3 |
Простыня |
|
13.92.12.111/00000042 |
шт. |
2200 |
4 |
Полотенце вафельное |
|
13.92.12.110 |
шт. |
1260 |
Таким образом, описание товаров "Наволочка верхняя для подушек спальных", "Простыня" осуществлено в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе должны содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Правила описания объекта закупки содержаться в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 1.1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что 1.1. при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 5 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 Постановления N 145 под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 (пункт 3 Постановления N 145).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию (пункт 4 Постановления N 145):
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с частью 5 Постановления N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В пункте 6 Постановления N 145, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Закупаемый заказчиком товар входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об аукционе предусмотрены ограничения допуска, установленные Постановлением N 616, следовательно, в силу подпункта "а" пункта 5 Постановления N 145 заказчик не вправе указывать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.
Изучив положения Технического задания документации об аукционе и содержащийся в Единой информационной системе каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Инспекция установила, что в Техническом задании документации об аукционе заказчиком установлены дополнительная информация в описании товаров "Наволочка верхняя для подушек спальных", "Простыня".
Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 1.1 статьи 33, части 5 Постановления N 145.
Также Инспекцией установлено, что характеристики, указанные в Техническом задании документации об аукционе, противоречат характеристикам, указанным в извещении о проведении закупки.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к содержанию контракта определены в статье 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, частью 27 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
В извещении о проведении электронного аукциона, документации об аукционе заказчиком установлено предусмотренное статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ ограничение.
В содержащемся в составе документации об аукционе проекте контракта в пукнте 3.5 установлено: "Денежные средства обеспечения исполнения настоящего Контракта Заказчик возвращает Поставщику после надлежащего исполнения Поставщиком всех своих обязательств по настоящему Контракту в том числе по выплате неустоек, в течение 15 дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика. Денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным Поставщиком в письменном требовании".
Таким обракзом, положения проекта контракта не соответствуют требованиям части 27 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Аналогичное нарушение допущено при проведении закупки N 0834100000221000007 от 17.05.2021 г., 0834100000221000008 от 17.05.2021 г., 0834100000221000009 от 17.05.2021 г., 0834100000221000029 от 23.07.2021 г..
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
2. ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области 17.05.2021 г. в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834100000221000007 и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта "Поставка бумаги для офисной техники для нужд ГУ МВД России по Иркутской области (Прочая закупка товаров, работ, услуг)" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 144 956 рублей 64 копейки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, частью II документации об аукционе (Техническое задание) к поставке требуется бумага, код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 17.12.14.129-00000025.
В соответствии с размещенным в Единой информационной системе каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позиция по коду 17.12.14.129-00000025 дата начала обязательного применения такой позиции каталога - 16.09.2021 г.
С учетом полоежний пукнтов 3, 4 Постановления N 145 вправе использовать предусмотренное позицией каталога описание товара, поскольку извещение размещено заказчиком до даты начала обязательного применения.
В силу части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, пункта 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона, документация о проведении электронного аукциона должны содержать информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ закреплено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ).
Так, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Закупаемый заказчиком товар входит в перечень промышленных товаров, происходящий из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд - пункт 10 - код ОКПД 17.12.
Заказчиком в извещении о проведении закупок, документации об аукционе содержит предусмотренный Постановлением N 616 запрет.
Вместе с тем, в силу подпункта "д" пункта 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случае закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 - 7, 52 - 57, 73 - 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей).
Пункт 10 приложения Постановления N 616 не входит в вышеперечисленные исключения, следовательно, предусмотренные Постановлением N 616 ограничения не подлежат применению.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение подпункта "д" пункта 3 Постановления N 616, части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Аналогичные нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления N 616 допущены заказчиком при проведении закупок NN 0834100000221000008 от 17.05.2021 г., 0834100000221000009 от 17.05.2021 г.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении закупок NN 0834100000221000010, 0834100000221000007, 0834100000221000008, 0834100000221000009, 0834100000221000029, в действиях Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области" выявлено нарушение
Исп.: Макарова Янна Кареновна
Тел.: 8 (3952) 24-32-31 вн. 121
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.