Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*- руководителя Управления, председателя Комиссии,
* - заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
* - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области - *
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *
- заявителя в лице ООО "Торговый дом "Гермес" - *
- заинтересованного лица ООО "Генезис-М" - *
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Гермес" (вх. N 01-10318 от 11.05.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на томограф компьютерный (извещение N 0162200011822001018), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Торговый дом "Гермес" (вх. N 01-10318 от 11.05.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на томограф компьютерный (извещение N 0162200011822001018), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком при описании объекта закупки не был использован соответствующий объекту закупки код позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее -КТРУ), а также в извещение электронного аукциона включены дополнительные характеристики, не предусмотренные кодом КТРУ.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.04.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011822001018 на томограф компьютерный.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 206 905 522.35 рублей.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 145).
Каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пп. "б" п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145).
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145).
На основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" извещения электронного аукциона установлены требования к закупаемому товару, где его наименование "Томограф компьютерный" отнесено к коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - код ОКПД2) - 26.60.11.111 "Томографы компьютерные", в отношении которого устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 878). Указанное ограничение установлено заказчиком в извещении электронного аукциона N 0162200011822001018.
Согласно первому доводу жалобы, заказчик, осуществляя закупку на компьютерный томограф, не указал соответствующий товару код КТРУ (26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025), а также установил дополнительные характеристики в противоречие требованиям пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, Закона о контрактной системе.
Возражая против указанного довода представитель заказчика пояснил, что коды КТРУ, на которые ссылается заявитель - 26.60.11.119-00000024 и 26.60.11.119-00000025 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", не могут быть применены к оборудованию, закупаемому в рамках электронного аукциона N 0162200011822001018 ввиду того, что вышеуказанные коды содержат обязательную для применения позицию "максимальная нагрузка на стол пациента 220 килограмм" и "максимальная нагрузка на стол пациента
225 килограмм", тогда как потребности заказчика соответствует томограф компьютерный с грузоподъемностью стола для пациента не менее 200 килограмм (п. 7.1 раздела "Описание объекта закупки").
Характеристика, включенная в п. 7.1 раздела "Описание объекта закупки" извещения электронного аукциона, а именно: "грузоподъемность стола для пациента, кг - не менее 200" - установлена в соответствии с ГОСТом Р 55771-2013 "Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" и, на основании пояснений представителя заказчика, имеет принципиальную значимость с учетом потребности и видом осуществляемой деятельности.
Исходя из смысла п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе осуществлять описание объекта закупки, руководствуясь ст. 33 Закона о контрактной системе, исключительно в случае отсутствия соответствующей позиции в каталоге товаров, работ, услуг. Таким образом, именно наличие соответствующей позиции в коде каталога является определяющим фактором для использования при описании объекта закупки такого кода, а не соответствие показателя данной позиции потребности заказчика.
Комиссией установлено, что коды КТРУ, на которые ссылается заявитель - 26.60.11.119-00000024 и 26.60.11.119-00000025 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", включают в себя позицию "максимальная нагрузка на стол пациента". Следовательно, ссылка заказчика на возможность применения положений п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, ввиду несоответствия значения вышеуказанной позиции потребности заказчика, является несостоятельной.
Кроме того, минимальное значение показателя, установленное заказчиком в п. 7.1 раздела "Описание объекта закупки" извещения электронного аукциона (грузоподъемность стола - не менее 200 килограмм) входит в максимальное значение соответствующей позиции кода КТРУ 26.60.11.119-00000024 ( 220 килограмм) и кода КТРУ 26.60.11.119-00000025 (
225 килограмм), ввиду чего потребности заказчика может соответствовать как конкретное значение, соответствующее сформированному в извещении закупки, так и установленному в предложенном заявителем коде каталога товаров, работ, услуг. В силу изложенного, Комиссией установлено, что в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, заказчиком при описании объекта закупки не применен действующий код КТРУ относительно оборудования, являющегося предметом закупки, а также установлены дополнительные характеристики, применение которых не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 145.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ КоАП РФ.
Исходя из второго довода заявителя следует, что установленные заказчиком при описании объекта закупки требования ограничивают круг потенциальных участников закупки и соответствуют параметрам товара одного производителя.
Проанализировав представленные представителем заказчика, уполномоченного органа материалы (коммерческие предложения), Комиссия приходит к выводу, что характеристики закупаемого товара, установленные в разделе "Описания объекта закупки" извещения электронного аукциона, соответствуют оборудованию следующих производителей:
- Филипс Хэлскеа (Сучжоу) Ко, Лтд, Китай (система компьютерной томографии Incisive CT Pro с принадлежностями);
- Fujifilm, Япония (томограф рентгеновский компьютерный с принадлежностями Scenaria).
Исходя из параметров закупаемого товара, потребности заказчика соответствует оборудование как минимум двух разных производителей. Вместе с этим, Комиссией установлено, что на участие в закупке (извещение N 0162200011822001018) было подано 3 заявки, что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции со стороны заказчика, а также отсутствие в данных действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Торговый дом "Гермес" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностных (ого) лиц (а), подготовивших и разместивших извещение электронного аукциона N 0162200011822001018, с документами, закрепляющими за данными лицами служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 /Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/106-1616/2022 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
16.05.2022 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*- руководителя Управления, председателя Комиссии,
* - заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
* - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
на основании своего решения N 066/06/106-1616/2022 от 16.05.2022 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии в срок до 16 июня 2022 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, установленные решением N 066/06/106-1616/2022 от 16.05.2022 г., (извещение N 0162200011822001018) путем отмены протоколов, если такие были составлены в ходе проведения закупки, внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Министерства здравоохранения Свердловской области в срок до 26 июня 2022 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
* * |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.