Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии:
<__> - директора ООО "Медтехника плюс"";
от Заказчика - явку представителя не обеспечил, должным образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Медтехника плюс" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 14 848 000,00 рублей (извещение N 0190200000322004715) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика (исх.2922 от 11.05.2022).
Заявитель считает, что положения документов о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на оофициальном сайте;
2) Дата и время начала срока подачи заявок - 26.04.2022 14:11 (МСК+2)
3) Дата и время окончания срока подачи заявок - 12.05.2022 09:00 (МСК+2);
4) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 12.05.2022;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16.05.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в документах о закупке Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки, а также не включил информацию о количестве запасных частей, функциональных, технических, качественных, эксплуатационных (при необходимости) характеристик запасных частей, необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию или сумму, предполагаемую на закупку запасных частей, входящих в цену контракта. Заявитель считает, что:
1. Руководствуясь установленными в описании объекта закупки требованиями, участник не может определить объем работ и запасных частей и сформировать свое предложение, т.к. участники закупки не имеют возможности определить свои затраты на исполнение контракта при подаче заявки на участие в данной закупке.
2. Приложение к контракту (Техническое задание на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования) в п.2.1 содержит требование: "Квалификация специалистов должна быть подтверждена действующими удостоверяющими документами (дипломами, сертификатами и т. п.) установленного образца о прохождении обучения по техническому обслуживанию МИ на предприятиях - производителях МИ и в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию МИ). Документы предоставляются перед началом выполнения работ. Специалисты, не предоставившие подтверждающие документы, не допускаются к выполнению работ.
Заявитель считает, что Заказчик незаконно ограничил конкуренцию и предоставил преимущественные условия для участия лицам, прошедшим обучение на предприятии-производителе, поскольку в соответствии с п. 4.1.4 Методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", введенные в действие письмом М3 РФ от 27.03.2003 г. N293-22/233 (далее - Методические рекомендации), специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные возражения.
Из указанных возражений следует:
1. При описании объекта закупки на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования Заказчик руководствовался ГОСТом Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ), который является очередным стандартом на техническое задание с 01.06.2018.
Система магнитно-резонансной томографии MAGNETOM Amira производства "Сименс Шэньчжэнь Магнетик Резонанс Лтд.", 2021 года выпуска (далее - медицинское изделие) находится в настоящее время в работоспособном состоянии на гарантии производителя по 25.05.2022, проведение работ по восстановлению медицинского изделия не требуется.
В пп. 2.1 пункта II "Описание объекта закупки" приложения N 1 к Извещению об осуществлении закупки установлены виды работ по техническому обслуживанию:
- периодическое ТО;
- техническое диагностирование;
- ремонт МИ;
- внеплановое ТО;
- контроль технического состояния;
- монтаж/демонтаж и наладка МИ.
Выполнение работ должно быть обеспечено Исполнителем в соответствии с методическими рекомендациями по техническому обслуживанию медицинской техники (<Письмо> Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233 "О введении в действие Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" (вместе с "Методическими рекомендациями...", утв. Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003), с соблюдением техники безопасности и в соответствии с эксплуатационными документами (паспорт, формуляр, руководство по эксплуатации и др.).
Согласно пп. 2.2.1. пункта II "Описание объекта закупки" приложения N 1 к Извещению об осуществлении закупки Исполнитель после заключения Контракта проводит контроль технического состояния медицинского изделия и принимает решение об объеме необходимых работ по техническому обслуживанию и ремонту. Таким образом, если в течение действия Контракта будут обнаружены неисправности медицинского изделия, Исполнитель обязан будет провести его диагностику и ремонт. Поставка всех запасных частей и расходных материалов, необходимых для восстановления работоспособности медицинского изделия, предусмотрены пп. 2.2.3.2 пункта II "Описание объекта закупки" приложения N 1 к Извещению об осуществлении закупки и должны быть выполнены в период действия Контракта.
Определить полную стоимость и перечень запасных частей не представляется возможным, поскольку производитель (Simens) предоставляет цену и каталожный номер запчасти только по запросу и рассчитывается индивидуально для каждого Заказчика.
2. Требования к квалификации специалистов прописаны Заказчиком с учетом особенностей медицинского изделия, а именно исходя из того, что система магнитно-резонансной томографии MAGNETOM Amira с принадлежностями является высокотехнологическим медицинским оборудованием и для проведения ремонта и технического обслуживания необходимо иметь коды и пароли для входа в сервисное и диагностическое меню аппарата, данные коды и пароли можно получить после прохождения обучения на предприятии изготовителя медицинского изделия.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.24 ст.22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ) устанавливает "ГОСТ Р 57501-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.06.2017 N 513-ст), (далее - ГОСТ Р 57501-2017).
Рекомендации по техническому обслуживанию медицинских изделий указаны в "Техническое обслуживание медицинской техники. Методические рекомендации" (введены в действие Письмом Минздрава России от 27.10.2003 N 293-22/233), (далее - Методические рекомендации).
Данные Методические рекомендации подлежат применению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, техническими подразделениями или штатными техническими специалистами медицинских учреждений, осуществляющими техническое обслуживание медицинской техники в медицинских организациях.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (извещение N 0190200000322004715) объектом закупки является оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования.
1. Из пп.2.2.3.2 пункта II "Описание объекта закупки" приложения N 1 к Извещению об осуществлении закупки следует, что Исполнитель обязан поставлять все запасные части и расходные материалы, необходимые для восстановления работоспособности МИ, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя). Качество поставляемых запасных частей должно соответствовать действующей технической документации изготовителя. Поставляемые запасные части должны находиться на гарантии изготовителя (производителя) и/или поставщика. Поставке и замене подлежат запасные части взамен вышедших из строя аналогичных запасных частей, а также работы по дозаправке жидким гелием (не более 1000 л.) (замена исправных запасных частей не осуществляется).
Заказчик в возражениях сообщил, что определить полную стоимость и перечень запасных частей не представляется возможным.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлении представителя, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017 при наличии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта в пункте приводят требования:
к идентификации запасной части (наименование, каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя); качеству поставляемых запасных частей; срокам поставки и/или установки запасных частей;
в том случае, если при заключении договора невозможно определить точный объем запасных частей и расходных материалов, может быть предусмотрена возможность закупки за единицу продукции. В этом случае в техническом задании должны содержаться указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, а в приложениях к ТЗ должны быть приведены: перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на МИ, для ремонта которых они применяются.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России, какой-либо перечень запасных частей в извещении о закупке, в том числе в приложении к проекту государственного контракта отсутствует.
Таким образом, в нарушение приведенных положений государственного стандарта Заказчиком в составе документов к извещению о закупке не приведен перечень запасных частей, характеристики запасных частей, требования к срокам их предоставления, их стоимость.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, нарушают требования п.24 ст.22, п.1 ч. 1 ст. 33, п. 6, 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, ГОСТ Р 57501-2017.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
2. В соответствии с п. 4.1.4 Методических рекомендаций специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Соответственно Методическими рекомендациями установлена норма, предусматривающая возможность выбора равнозначного обучения специалистов на предприятиях-производителях медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности, с получением документа установленного образца.
Заказчик в извещении о закупке установил требование к специалистам по техническому обслуживанию медицинской техники о прохождении обучении на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники и организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление в извещении о закупке указанного требования нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания для приведения извещения в соответствие с действующим законодательством, однако внесение таких изменений невозможно без аннулирования процедуры проведения торгов.
Установленные в действиях Заказчика нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника плюс" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 14 848 000,00 рублей (извещение N 0190200000322004715), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, п. 6, 7 части 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика, Уполномоченного органа обеспечить уведомление членов аукционной комиссии (извещение N 0190200000322004715) о необходимости представить в срок до 02.06.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- положение и приказ о создании аукционной комиссии;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 06.06.2022 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.