Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): _. (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Галиаф+" (далее - ООО "Галиаф+", заявитель): _. (представитель по доверенности);
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Тайфун" (далее - ООО "Тайфун"): ... (представитель по доверенности);
слушателя: ..
при отсутствии:
заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" (далее - ГБУ РС(Я) "СЭТО", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галиаф+" на действия уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране административных зданий по адресам: г. Якутск, Сергеляхское шоссе 11 км. "Резиденция", п. Старая Табага, Дом приема делегаций "Табагинский мыс" на второе полугодие 2022 года (извещение N 0816500000622006553), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Галиаф+" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы ООО "Галиаф+" следует, что аукционная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно отклонила заявку ООО "Галиаф+".
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела, представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
От заказчика письменных пояснений не поступало.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав участвующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1. Извещение N 0816500000622006553 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 20.04.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 748 906,72 рублей;
4. На участие в закупке подано 4 (четыре) заявки от участников закупки, 1 (одна) заявка допущена к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу 0816500000622006553 от 05.05.2022 года, заявка ООО "Галиаф+" признана несоответствующей:
"На основании п.п. "а" п.1 ч.5 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке в соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 48 указанного закона отклонить заявку на участие в закупке, в связи с непредоставлением документов, представленных в силу п.1, ч. 4 информационной карты к извещению, п.п. 2 п. 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1 приложения N3 к извещению согласно п.4 ч.4 ст. 49, п.3 ч.6 ст.43 указанного закона требованиям п.1 ч. 4 информационной карты к извещению (Не представлены выписки из реестра лицензий (или копии)"
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктов "а" - "в" пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Информационной карты установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участники закупки, осуществляющие свою деятельность в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" должен иметь действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности, включающую в себя следующие услуги: 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части; 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части; Соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии). |
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок участников закупки.
Из представленных документов установлено, что заявителем в составе заявки был представлен скан лицензии на осуществление частной охранной деятельности ЧО N 047467 от 16.12.2015 года с регистрационным номером 467, действующий в срок до 11.03.2024 года.
Между тем, в извещении об электронном аукционе установлено, что соответствие требованию подтверждается только выпиской из реестра лицензий.
При таких обстоятельствах, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения обоснованно признала несоответствующей заявку ООО "Галиаф+" на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением выписки из реестра лицензий (или копии).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Галиаф+" необоснованной.
По результатам внеплановой проверки, установлено следующее:
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42,49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), утвержден перечень видов деятельности, на который требуется выдача соответствующих лицензий и разрешений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежат разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
По пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании в редакции, действовавшей до 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В редакции данного Закона, действующего с 01.01.2021, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С учетом внесенных изменений с 01.01.2021 года в Закон о лицензировании (часть 3 статьи 10, части 3, 5, 5.1, 5.2 статьи 14, часть 20 статьи 18), лицензирующие органы перестали выдавать бланки лицензий. Разрешение на ведение лицензируемой деятельности подтверждается записями в реестрах. Лицензирующий орган с 01.01.2021 года предоставляет заявителям выписку на бумажном носителе или в электронном виде.
Кроме того, статьей 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ установлено следующее:
"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
2. Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 01 января 2022 года.
3. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона ".
Таким образом, согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на дату - 01.01.2021.
Следовательно, после 1 января 2021 года подтверждением наличия лицензий, выданных после 1 января 2021, является запись в реестре лицензий, а до 01 января 2021 года подтверждением наличия лицензий может быть еще и лицензия, выданная уполномоченным органом на бумажном носителе.
Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что внесение изменений в Закон о лицензировании не отменяет действие лицензий, выданных до вступления в законную силу изменений, а также не отменяет правомерность подтверждения наличия лицензии документом (либо его копией), выданным лицензирующим органом на бумажном носителе. Так законодательством предусмотрена возможность подтверждения наличия лицензии и копией лицензии, и выпиской из соответствующего реестра лицензий.
Заявителем в составе заявки был представлен скан лицензии на осуществление частной охранной деятельности ЧО N 047467 от 16.12.2015 года с регистрационным номером 467, действующий в срок до 11.03.2024 года.
Резюмируя изложенное, лицензия заявителя выдана до 01.01.2021 года и может быть подтверждена и лицензией, и выпиской из соответствующего реестра лицензий.
Таким образом, установленное заказчиком требование о предоставлении в составе заявки исключительно выписки из реестра лицензий (или копии) нарушают права участников и имеют признаки нарушения части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия):
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галиаф+" на действия уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране административных зданий по адресам: г. Якутск, Сергеляхское шоссе 11 км. "Резиденция", п. Старая Табага, Дом приема делегаций "Табагинский мыс" на второе полугодие 2022 года (извещение N 0816500000622006553) необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, признать заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране административных зданий по адресам: г. Якутск, Сергеляхское шоссе 11 км. "Резиденция", п. Старая Табага, Дом приема делегаций "Табагинский мыс" на второе полугодие 2022 года (извещение N 0816500000622006553), нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному учреждению Государственному казенному учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия), Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.