Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "ФАЙВ" (вх. N 5117) от 13.05.2022 года на действия Государственного бюджетное учреждение здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер при осуществлении закупки N 0301200052122000323 "Закупка перчаток медицинских стерильных и нестерильных".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно заявка Заявителя отклонена не в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0301200052122000323.
Комиссией Башкортостанского УФАС установлены следующие обстоятельства.
Заявитель в жалобе и в ходе заседания комиссии УФАС сообщил о следующем: "Наша заявка была отклонена по следующим причинам (выдержка из протокола):
Участником закупки не предоставлена информация в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1416 от 27.12.2012 года "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" по позициям 5, 8, невозможно идентифицировать с предоставленными в составе заявки регистрационными удостоверениями.
Считаем доводы комиссии необоснованными.
В наименовании товара по указанным позициям было указано наименование товара в соответствие с РУ, а именно: Перчатки медицинские одноразовые
В составе заявки прикреплено РУ N ФСЗ 2011/10956 с точно таким же наименованием: Перчатки медицинские одноразовые. Доводы заказчика о невозможности идентификации перчатки из заявки с представленным РУ не соответствуют действительности - вся необходимая информация представлена в составе заявки."
Комиссией УФАС установлено, что в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2022 NИЭА1 заявка ООО "ФАЙВ" была отклонена по следующему основанию: "Участником закупки не предоставлена информация в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1416 от 27.12.2012 года "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" по позициям 5, 8, невозможно идентифицировать с предоставленными в составе заявки регистрационными удостоверениями."
Согласно ч. 4 ст. 38 Закона N 323-ФЗ на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является РУ на медицинское изделие.
Ответственность за обращение незарегистрированных медицинских изделий предусмотрена вступившим в силу с 01.01.2015 Законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок". Такая ответственность может быть гражданской, административной или уголовной.
Заказчик пояснил следующее: чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности по данным основаниям, необходимо предупредить поступление незарегистрированных медицинских изделий в организацию заказчика. Единственным фильтром, позволяющим получить информацию о регистрации медицинских изделий, для заказчика является РУ. При этом Закон N 44-ФЗ позволяет заказчику воспользоваться этим инструментом (РУ) и установить требование о предоставлении копии РУ в составе заявки.
Участник, в составе заявки, приложил перечень регистрационных удостоверений, основную часть которых удалось идентифицировать. В позиции 5, Участником не прописан N РУ, как требовалось в техническом задании, однако, Комиссия не стала учитывать этот факт, так как РУ были приложены в документах. При идентификации и проверке регистрационных удостоверений было выявлено несоответствие:
в заявке Участник указал: Перчатки смотровые / процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные В РУ: Перчатки медицинские одноразовые, Китай.
В самом регистрационном удостоверении прописано США. Так же, на сайте роздравнадзора было определено несоответствие РУ, что является существенной причиной для отклонения:
Номер и дата предоставленного РУ: ФСЗ 2011/10956 от 03.11.2011 г. по данным с сайта роздравнадзора: ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020 г.
Комиссией УФАС установлено, что в заявке ООО "ФАЙВ" отражена следующая информация:
Страна происхождения товара/поставляемого товара при выполнении работ, оказании услуг: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, МАЛАЙЗИЯ.
Также в заявке отражено следующее: 1) по пункту 7: "Перчатки хирургические из каучукового латекса неопудренные, стерильные В РУ: Перчатки медицинские одноразовые Китай"; 2) по пункту 8: "Перчатки хирургические латексные, неопудренные, стерильные В РУ: Перчатки медицинские одноразовые Китай".
Комиссия УФАС по РБ обращает внимание, что со стороны ООО "ФАЙВ" в составе заявки были представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия с тремя странами: Россия, Малайзия и США. В составе заявки заявителя жалобы отсутствуют регистрационные удостоверения со страной происхождения Китай.
Заказчик в письменных пояснениях упоминает, что было представлено регистрационное удостоверение (РУ) ФСЗ 2011/10956 от 03.11.2011 г. Комиссией УФАС был проверен и подтвержден данный довод, подобное РУ было в составе заявки ООО "ФАЙВ", в нем содержится следующее:
Таким образом, ООО "ФАЙВ" представило в своей заявке РУ от 03 ноября 2011 года N ВСЗ 2011/10956.
Также комиссией УФАС было установлено, что на момент проведения закупочной процедуры N 0301200052122000323 "Закупка перчаток медицинских стерильных и нестерильных" для вышеуказанного медицинского изделия является действующим регистрационное удостоверение ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020 г., что подтверждается проведением поиска на сайте Росздравнадзора по адресу: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch :
Актуальное на момент подачи заявок участниками закупки регистрационное удостоверение выглядит следующим образом:
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пп. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе:
5. При рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
6. Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком была выявлена недостоверная информация в составе заявки ООО "ФАЙВ", впоследствии чего данная заявка правомерно была отклонена, что было отражено в Протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2022 NИЭА1 в соответствии с требованиями ч. 5 и ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (ред. от 17.03.2016) "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявитель не представил достаточных доказательств обоснованности довода.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что отклонение заявки ООО "ФАЙВ" в рамках электронного аукциона N 0301200052122000323 "Закупка перчаток медицинских стерильных и нестерильных" противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФАЙВ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.