Резолютивная часть решения объявлена "17" мая 2022 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "17" мая 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России).
Заседание проведено:
- в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью <_> (уведомлены надлежащим образом, уведомление от 11.05.2022 N 5-861),
- при участии представителей государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика (застройщика) в Еврейской автономной области" <_> копия доверенности N 79АА 0241832 от 12.04.2021) <_> копия доверенности N 586 от 14.04.2021);
- при участии представителей уполномоченного учреждения - Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" <_> (копия доверенности N 79АА 0241832 от 12.04.2021)
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (вход. от 06.05.2022 N 02/5-568) на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика (застройщика) в Еврейской автономной области", уполномоченного учреждения - Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по строительству дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа на 50 мест в г. Биробиджане" (извещение от 29.04.2022 N 0878500000222000222), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (далее - Общество) (вход. от 06.05.2022 N 02/5-568) на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика (застройщика) в Еврейской автономной области", уполномоченного учреждения - Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" (далее - Учреждение) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по строительству дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа на 50 мест в г. Биробиджане" (извещение от 29.04.2022 N 0878500000222000222).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "ГарантСтрой" указано, что Заказчиком не определен порядок действий сторон в связи с открытием лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства; в нарушение ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке; не учтены требования Постановления Правительства РФ N 505 от 29 марта 2022 г. в проекте контракта в части условий об авансе. Заявитель просит Комиссию рассмотреть жалобу по существу, дать правовую оценку действиям (бездействию) заказчика при проведении закупки.
В адрес Еврейского УФАС России поступило возражение Учреждения по жалобе Заявителя (вход. N 01/5-301 от 13.05.2022), в котором указано, что Учреждение не согласно с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражение Учреждения, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
29 апреля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" по адресу: http://www.rts-tender.ru Учреждением размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0878500000222000222. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:
- ИКЗ: 222790155113379010100100150014120407;
- наименование объекта закупки: выполнение работ по строительству дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа на 50 мест в г. Биробиджане;
- начальная (максимальная) цена контракта: 221 133 385,73 руб.;
- дата проведения электронного аукциона: 11.05.2022;
- место выполнения работы: Российская Федерация, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, 40 метров на северо-запад от дома N 1а по ул. Юбилейной. Кадастровый номер земельного участка: 79:01:0500048:1338.
По первому доводу жалобы Комиссией установлено следующее:
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:
1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 4 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях приобретения товаров, работ и услуг;
3) взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей части;
4) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, а также получателями взносов (вкладов), указанных в пункте 3 настоящей части, с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
5) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более;
6) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на сумму более 600,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600,0 тыс. рублей;
7) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 600,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600,0 тыс. рублей;
8) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных в пунктах 4 и 5 настоящей части государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
В соответствии с п. 2 ст. 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны содержать в том числе положения:
1) об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством;
2) о представлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи;
3) об указании в контрактах (договорах), распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Порядок формирования указанного идентификатора устанавливается Министерством финансов Российской Федерации;
4) о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации;
5) о формировании в установленных Правительством Российской Федерации случаях информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренной договором (соглашением), в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации (далее - расходная декларация);
6) о соблюдении запретов, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
7) о соблюдении в установленных Правительством Российской Федерации случаях положений, предусмотренных статьей 242.24 настоящего Кодекса.
Проект контракта, размещенный Учреждением в извещении об осуществлении закупки N 0878500000222000222 (далее - Контракт) полностью соответствуют вышеуказанным нормативным актам и не противоречит Закону о контрактной системе.
Законодательством Российской Федерации не установлено обязанности Заказчика определять в проекте контракта: определенный срок на подписание дополнительного соглашения об изменении реквизитов сторон; обязанность Подрядчика в определенный срок сообщить Заказчику об открытии лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства.
В проекте Контракта указано следующее:
"7.1. Аванс составляет 30 (тридцать) процентов от цены Контракта. Оплата аванса производится в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта на основании счета, предоставленного Подрядчиком от лимита бюджетных обязательств соответствующего финансового года, который учитывается Заказчиком при промежуточных расчетах за выполненные и принятые объемы работ путем вычетов пропорциональных сумм из сумм очередных платежей, причитающихся Подрядчику.
17.3. При казначейском сопровождении Подрядчик обязан:
17.3.1. Открыть в срок не более 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения Контракта лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (далее - ТОФК) в целях осуществления и отражения операций с целевыми средствами в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством"
Комиссией установлено, что данные пункты контракта, не противоречат друг другу. В случае, если по истечении 10 рабочих дней с даты заключения Контракта лицевой счет в ТОФК не открыт, стороны в праве заключить дополнительное соглашение, определяющее дальнейший порядок действий.
Таким образом Заказчиком в проекте контракта не установлено противоречий, которые вводят в заблуждение участников закупки.
По второму доводу жалобы Комиссией установлено следующее:
Согласно ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
г) адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахождения юридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала или представительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес (место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
д) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (если участник закупки является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем);
е) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица);
ж) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель);
з) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если участником закупки является иностранное лицо);
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона;
В п. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе указано, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Заказчиком в п.п. 1.9 и п.п. 1.10 в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" установлены требования:
"1.9. декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы).
1.10. декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ (если участник закупки является такой организацией)"
В примечаниях к вышеуказанным подпунктам установлено: "Информация и (или) документы, предусмотренные настоящими подпунктами, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой".
Таким образом, Заказчиком, в нарушение п. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупки не установлено.
По третьему доводу жалобы Комиссией установлено следующее:
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" (Далее - Постановление N 505) установлено, что в 2022 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета (далее - получатели средств федерального бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых:
подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Пункт 5 Постановления N 505 рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям) принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления для получателей средств федерального бюджета.
Заказчик является заказчиком уровня субъекта и не относится к главным распорядителям средств федерального бюджета как получатель средств федерального бюджета и подведомственным им получателям средств федерального бюджета, следовательно, на заказчика распространяется п. 5. Постановления N 505, который носит рекомендательный характер, в связи с чем у Заказчика отсутствует обязанность устанавливать авансирование в размере не менее 50%.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой (вход. от 06.05.2022 N 02/5-568) на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика (застройщика) в Еврейской автономной области", уполномоченного учреждения - Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по строительству дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа на 50 мест в г. Биробиджане" (извещение от 29.04.2022 N 0878500000222000222), признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.