Резолютивная часть решения объявлена -11.05.2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 16.05.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
представителя уполномоченного органа - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок РК - Очиров В.Г.;
в отсутствии представителя заказчика Министерства образования и науки РК и заявителя ООО "ЮНИТЕХ" уведомлены надлежащим образом о времени и дате рассмотрения жалобы,
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "ЮНИТЕХ",
УСТАНОВИЛА
28.04.2022 г. в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба от ООО "ЮНИТЕХ", в которой обжалуются действия Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (р/н N0105500000222000539).
Заявитель указывает, что не согласен с результатами аукциона, считает, что заявка победителя аукциона была принята соответствующей незаконно, просит проверить заявку на соответствие требованиям аукционной документации.
Уведомлением от 04.05.2022 г. рассмотрение жалобы ООО "ЮНИТЕХ" по существу было назначено на 06.05.2022 г. в 14 часов 00 минут, в связи с изучением представленных материалов дела, Комиссия объявила перерыв жалобы на 11 мая 2022 года, в 14 часов 00 минут.
11.05.2022 г. Комиссия, в том же составе, продолжила рассмотрение жалобы ООО "ЮНИТЕХ" по существу.
На дату рассмотрения жалобы, процедура приостановлена, контракт заказчиком не заключен.
Представитель Уполномоченного органа на заседании комиссии не согласился с доводами жалобы, просил комиссию признать жалобу необоснованной.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, а также в ходе проведения внеплановой проверки приходит к выводам о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
14.04.2022 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105500000222000542 об электронном аукционе на поставку лекарственного препарата МНН Инсулин аспарт, для льготной категории граждан на 2022 год. (субвенция). Начальная (максимальная) цена контракта- 1 751 550 руб.00 копеек. Срок подачи заявок до 24.04.2022 г. 08:00. Дата проведения аукциона-25.04.2022 г.
Относительно доводов жалобы, Заявитель не согласен с результатами аукциона, считает, что заявка победителя аукциона была принята соответствующей незаконно, просит проверить заявку на соответствие требованиям аукционной документации.
Представитель уполномоченного органа на заседании пояснил, что в связи с противоречивой инструкцией в документации, Комиссия Заказчика приняла решение не применять ее в данном аукционе, и допустить все четыре заявки к аукциону. Данная инструкция будет изменена в соответствии с Законом о контрактной системы.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Не установление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержится в требованиях к содержанию и составу заявки и содержит следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"> и < _" - требуется указать конкретное значение показателя, больше значения, перед которым указан знак ">" и меньше значения, перед которым указан знак "<", учитывая специфику отрицательных и положительных значений;
В случае, если в документации, установлены одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные знаком "тире" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. должно быть указано одно конкретное числовое значение (крайние нижние значения включаются в приведенный заказчиком диапазонный показатель, а крайние верхние значения не включаются в приведенный заказчиком диапазонный показатель).
Изучив вышеуказанные положения инструкции и формат требований к товарам, Комиссия УФАС пришла к выводу, что положения инструкции являются противоречивыми и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе, поскольку не содержат исчерпывающий перечень случаев относительно порядка предоставления сведений, а также не позволяют определить следует ли предоставлять значения в неизменном виде, либо в виде конкретных значений.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении противоречивой инструкции нарушают требования п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
В силу вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮНИТЕХ" - необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Министерство образования и науки РК, Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок РК - нарушение п.3 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Выдать Заказчику Министерство образования и науки РК, Службе регулирования контрактной системы в сфере закупок РК предписание об аннулировании аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Мергенова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.