Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
от Заказчика - ГБУЗ ЛОКБ:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от ООО "РС Медикал Групп" (третье лицо):
от ИП Банников Николай Александрович (третье лицо):
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5452 от 29.04.2022) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (извещение N 0145200000421001811) на поставку медицинских перчаток в 2022-2023 гг (часть 1).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 251 484 094,50 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок участников электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Аукционная документация размещены Заказчиком 30.12.2021 в 10:31 (МСК) в ЕИС, Заказчик формировал документацию исходя из действующей на тот момент редакции Закона о контрактной системе N 80, ввиду чего, участники, должны соблюдать требования размешенной документации Заказчика, а к спорным отношениям применима именно редакция Закона о контрактной системе N80, которой и руководствуется Комиссия при принятии решения.
Кроме того, Комиссия учитывает, что ранее уже рассматривала жалобы по данной закупке и выносила решения, в том числе обоснованные, а именно:
- Решение N 047/06/69-302/2022 от 09.02.2022 по жалобе ООО "РС Медикал Групп", которая признана обоснованной в части доводов, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 28.01.2022 N0145200000421001811-3, повторном рассмотрении вторых частей заявок, с учетом выводов решения;
- Решение N 047/06/69-301/2022 от 09.02.2022 по жалобе ООО "МЕДПРОМ", которая признана обоснованной, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 28.01.2022 N0145200000421001811-3, повторном рассмотрении вторых частей заявок, с учетом выводов решения;
- Решение N 047/06/49-655/2022 от 28.03.2022 по жалобе ООО "РС Медикал Групп", которая признана обоснованной, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2022 N0145200000421001811-3-1, повторном рассмотрении вторых частей заявок, с учетом выводов решения.
Таким образом, настоящие взаимоотношения возникли в связи с тем, что в действиях Заказчика имели нарушения Закона о контрактной системе, а антимонопольный орган выдавал обязательные для исполнения предписания.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует отклонение своей заявки, а также считает, что заявка другого участника (ООО "РС Медикал Групп") допущена Заказчиком неправомерно.
Комиссия при принятии решения учитывает, что на основании Предписания Комиссии Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок по делу N 047/06/49-655/2022 от 28.03.2022 по жалобе ООО "РС Медикал Групп" Протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2022 N0145200000421001811-3-1 отменен, Заказчику предписано повторно рассмотреть вторые частей заявок.
Из материалов дела следует, что 14.04.2022 в 08:11 (МСК) в ЕИС размещено извещение об отмене документа "Протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2022 N0145200000421001811-3-1".
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.04.2022 N0145200000421001811-3-2 заявка Заявителя отклонена:
"Основание отклонения заявки: п. 3 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ, пп.3 п. 6.2.1 общей части документации об электронном аукционе.
Обоснование решения: в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Комиссия изучив вышеуказанные обстоятельства, признает правомерность действий аукционной комиссии при отклонении заявки Заявителя на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее наименование объекта закупки - "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" со следующим кодом по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) - "22.19.60.119-00000002".
Комиссией установлено, что в перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденном Постановлением Правительства РФ N 617 содержится указание на данный ОКПД2.
Таким образом, Заказчиком в Извещении правомерно используется ограничение допуска, установленное Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Из материалов дела следует, что Заявитель в составе заявки приложил регистрационное удостоверение, согласно которому:
Вместе с тем, среди других заявок участников, имелись те, кто предложил товары из стран-членов Евразийского экономического союза, в частности:
1) Заявка ООО "РС Медикал Групп" содержала регистрационное удостоверение РЗН 2021/15086 от 16.08.2021 г. на все позиции товара "22.19.60.119-00000002 Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные". Согласно регистрационному удостоверению производителем медицинского изделия является Акционерное общество "Армавирский завод резиновых изделий" (Россия).
2) Заявка ИП Банников Николай Александрович" содержала регистрационное удостоверение РЗН 2021/15690 от 02.11.2021 г. Согласно регистрационному удостоверению производителем медицинского изделия является ТОО "Каз Мед Пром" (Республика Казахстан).
Таким образом, совокупность обстоятельств по данной закупке указывает на то, что Заказчиком правомерно применен пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 617, поскольку имелись два участника, предложивших товар из стран-членов Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан), при этом заявка Заявителя иностранного производства и не из страны-члена Евразийского экономического союза правомерно подлежала отклонению.
Также Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что заявка ООО "РС Медикал Групп" допущена Заказчиком неправомерно.
Заявитель указывает на то, что регистрационное удостоверение N РЗН 2021/15086 от 16.08.2021 г. было отменено с 25.04.2022 г.
Вместе с тем, Заявитель не учел следующее:
Согласно извещению для данной закупки:
Дата и время начала срока подачи заявок: 30.12.2021 в 10:31 (МСК);
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 21.01.2022 в 09:00 (МСК).
Заявка ООО "РС Медикал Групп" была подана 21.01.2022 в 01:20 (МСК), из чего следует, что регистрационное удостоверение N РЗН 2021/15086 от 16.08.2021 на дату подачи заявки являлось действующим.
Из материалов дела следует, что в последующем Заказчик дважды Протоколами от 28.01.2022 и 16.03.2022 неправомерно отклонял заявку ООО "РС Медикал Групп".
Решениями N 047/06/69-302/2022 от 09.02.2022 и N 047/06/49-655/2022 от 28.03.2022 Ленинградское УФАС России восстанавливало нарушенные права ООО "РС Медикал Групп" и обязывала Заказчика пересмотреть заявки, таким образом участники данной закупки подали заявку один раз и не могли заменить или приложить дополнительные документы к заявке.
Тот факт, что при третьем круге рассмотрения заявок со стороны Заказчика регистрационное удостоверение N РЗН 2021/15086 от 16.08.2021 г. было отменено, а именно с 25.04.2022, в настоящем случае не является правомерным основанием для отклонения заявки ООО "РС Медикал Групп", Комиссия обращает внимание, что при профессионализме Заказчика (статья 6 Закона о контрактной системе) и соблюдении им всех требований Закона о контрактной системе и предписаний антимонопольного органа, заявка ООО "РС Медикал Групп" была бы допущена еще при формировании Протокола от 28.01.2022 или Протокола от 16.03.2022, при этом на вышеуказанные даты регистрационное удостоверение не было отменено, при том, что ООО "РС Медикал Групп" было лишено возможности заменить его или приобщить действующий документ, при том, что Решения и Предписания антимонопольного органа вынесены до отмены регистрационного удостоверения.
Комиссия, изучив материалы дела выявила, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя и, во исполнение Предписания антимонопольного органа, располагала письменными документальными подтверждениями соответствия заявки ООО "РС Медикал Групп" на дату подачи заявок (21.01.2022 в 09:00 (МСК)).
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БСС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.