Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Уполномоченного органа- Комитет государственного заказа ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Управление капитального строительства", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5659 от 06.05.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Подъезд к дер. Федоровское от автодороги Москва - Санкт-Петербург" км 0+000 - км 5+593 в Тосненском районе Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 135 691 200,85 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
По первому доводу жалобы, Комиссией установлено, что приложение к извещению о проведении электронного аукциона содержит инструкцию по заполнению заявки участника закупки.
Комиссия установила, что инструкцией по заполнению заявки (далее - Инструкция) предусмотрены следующие положения:
- "Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Язык заявки на участие в аукционе - русский.
Входящие в заявку на участие документы, оригинал которых выданы участнику закупки третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться перевод на русский язык. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, должны иметь четко читаемый текст. Сведения, содержащиеся в заявке на участие, не должны допускать двусмысленных толкований".
Комиссия отмечает, что положение Инструкции о том, что предоставляемые сведения, содержащиеся в заявке на участие, не должны допускать двусмысленных толкований, является ненадлежащим, поскольку Заказчиком не разъяснено, что под собой подразумевает словосочетание "двусмысленное толкование".
Таким образом, указанные положения могут привести к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия не находит обоснованным, так как формулировка "без замечаний" не изменяет суть установленного в ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе положения, а срок и условия оплаты соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
По третьему доводу жалобы Комиссия установила, что при подготовке проекта контракта Заказчиком помимо прочего учтены требования Приказа Минтранса России от 05.02.2019 N37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Приказ N37).
Согласно варианту 5 пункта 1.1. части 1 Приказа N37 устанавливает: "по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ".
Комиссия не находит данный довод обоснованным, так как график выполнения строительно-монтажных работ установлен Заказчиком должным образом, в соответствии с законодательством. Кроме того, Заявителем в материалах дела не представлено доказательств того, какие именно положения Приказа N 37 нарушены Заказчиком.
По четвертому доводу жалобы Комиссией установлено, что в проекте контракта, являющимся одним из документов в составе извещения об осуществлении закупки Заказчиком установлено следующее положение: "Оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется в пределах годового лимита финансирования работ".
Довод Заявителя о том, что Заявителю не ясно каким образом будут оплачиваться промежуточные работы, которые выполнил Подрядчик, например, в 2022 году не находит своего подтверждения по той причине, что проектом контракта однозначно предусмотрено, что оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется строго в пределах годового лимита финансирования работ.
Заявителем не направлялось в адрес Заказчика запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, в материалы дела не представлено доказательств, что указанное положение проекта контракта может повлечь ограничение количества потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия не находит данный довод обоснованным.
Также, в ходе внеплановой проверки данной закупки, выявлено следующее:
- Согласно пп. 2.1 пункта 2 Приложения 3 проект контракта подрядчик обязан выполнить работы по контракту в следующие сроки:
Начало работ - с момента заключения Контракта.
Окончание работ - 05.10.2024.
- Согласно пп. 7.11 пункта 7 Приложения 1 Описание объекта закупки подрядчик обязан: До начала производства работ, но не позднее десяти календарных дней после подписания контракта, разработать и представить в адрес Заказчика утвержденный Подрядчиком проект производства работ. В состав документов, передаваемых на согласование в отдел (сектор) контроля качества дорожных работ ГКУ "Ленавтодор" по подбору оптимального состава (рецепта) асфальтобетонной смеси, должно быть включено заключение лаборатории Подрядчика (или любой независимой аттестованной (аккредитованной) лаборатории) о соответствии применяемой смеси.
Комиссия установила, что проект контракта не содержит конкретного указания на смысловые значения и различия терминов: "Начало работ", "Начало производства работ", что может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, так как приступить к выполнению работ Подрядчик, согласно положениям проекта контракта, обязан с момента заключения контракта, а какие-то работы Подрядчик обязан выполнить до начала производства работ. При этом до заключения контракта Подрядчик не имеет права приступать к началу выполнения работ.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Управление капитального строительства" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.