Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "УроГин Солюшнз" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Медико-санитарная часть N 154 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку Кровать-вертикализатор; Матрас противопролежневый секционный; Кресло-коляска для транспортировки, складная; Система аспирационная общего назначения, с питанием от сети; Помпа для энтерального питания; Насос шприцевой; Кровать больничная (извещение N 0348100045922000056 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 15.04.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 115 515 125,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 04.05.2022;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров, а также положения инструкции по заполнению заявки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Техническом задании для товара "Помпа для энтерального питания/ 32.50.50.190-00001142" по показателю "Тип" установлено значение "не ниже BF", по показателю "Класс защиты" установлено значение "не ниже II", по показателю "Влагозащита" установлено значение "не ниже IPX2"; для товара "Насос шприцевой/ 32.50.50.190-00001341" по показателю "Степень защиты от посторонних предметов и влаги" установлено значение "Не хуже IPX1".
При этом, в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, каким образом необходимо представлять значения показателей в случае их установления в столбцах "Минимальные значения", "Максимальные значения", "Варианты значений показателя с возможностью выбора одного или нескольких значений" и "Значение показателя, которое не может меняться, в том числе диапазон значений" с использованием уточняющих словосочетаний "не хуже", "не ниже", а также с использованием символа "IP", что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Техническим заданием установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе "Кровать больничная/32.50.50.190-00002314", в отношении которого предусмотрены соответствующая позиция КТРУ.
При этом, Заказчиком для товара "Кровать больничная/32.50.50.190-00002314" установлены требования к характеристикам товара, не предусмотренным КТРУ, например, такие как: "Электрический привод регулировки высоты ложа", "Электрический привод регулировки наклона секции спины", "Электрический привод регулировки наклона бедренной секции" и "Механическая регулировка наклона ножной секции".
Изучив извещение о проведении Аукциона, Комиссия установила, что при формировании описания объекта закупки в части характеристик поставляемых товаров в Техническом задании Заказчиком не размещено надлежащее обоснование установления дополнительных характеристик, не предусмотренных позициями КТРУ, что противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных Заказчиком в Техническом задании для товаров "Помпа для энтерального питания/ 32.50.50.190-00001142" и "Насос шприцевой/ 32.50.50.190-00001341" соответствует медицинское оборудование единственного производителя, а именно: Насос для энтерального питания "Энтеропорт плюс" (Enteroport plus) с принадлежностями, производителя "Б. Браун Мельзунген АГ" (Германия) и Насос инфузионный шприцевой "ИНСТИЛАР-1438" производителя ООО "ДИКСИОН".
Представителем Заказчика на заседании комиссии доказательств, однозначно свидетельствующих о возможности поставки товаров иных производителей, соответствующих требованиям Технического задания, не представлено.
Следовательно, действия Заказчика в части установления требований к товарам "Помпа для энтерального питания/ 32.50.50.190-00001142" и "Насос шприцевой/ 32.50.50.190-00001341" приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 20.04.2022 NРИ1, согласно которым:
"Ответ на запрос разъяснений по ЭА N0348100045922000056 на поставку медицинского оборудования (кровать функциональная, вакуумный электроотсос, вертикализатор, матрас противопролежневый, кресло-коляска, насос для энтерального питания, насос шприцевой)
Исходя из смысла ч. 1, 2 статьи 33 N 44-ФЗ, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Таким образом, возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчиков.
На основании ч.2 ст.33 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствии с вышеуказанной нормой закона Заказчиком установлены требования к объекту закупки, соответствующие его потребностям.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требований к объекту закупки, которые являются для него значимыми, в том числе не содержит положений, обязывающих заказчика устанавливать в документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Присутствуют минимум 2 разных производителя, шприцевые насосы которых соответствуют заявленному описанию товара.
При описании объекта закупки, Заказчиком были включены характеристики, исключительно руководствуясь основными целями и задачами медицинского учреждения. Использование оборудования с обозначенными в Техническом задании характеристиками является для медицинского персонала важным и необходимым условием для качественного выполнения своей профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным Законом N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", тем более что насосы используются для оказания медицинской паллиативной помощи, то есть пациентам, которые имеют определенные сложности в ведении.
Аукционная документация не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а лишь конкретизирует предмет закупки. Отмечаем также, что условия технического задания не содержат указаний на конкретные модели изделий, товарный знак или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом товаре.
Считаем, что основания для внесения изменений в аукционную документации отсутствуют".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 20.04.2022 NРИ1 не содержат предмет запроса участника закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УроГин Солюшнз" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.05.2022 N 050/06/105-16351/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.