Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТЕПЛОВЫЕ РЕШЕНИЯ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Звенигородский" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации для объекта "Капитальный ремонт внутренних помещений, расположенных в здании кадастровый N50:20:0041541:1957, площадью 5394,6 м.кв. (корпуса N2) пансионата Назарьево" ФГБУ "ОК "Рублёво-Звенигородский" (извещение N 0348100014922000027 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 15.04.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 890 682,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок 06.05.2022.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлены сроки выполнения работ.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Пунктом 9 Технического задания установлены этапы выполнения работ, а именно:
"Для достижения цели работ предусмотреть выполнение следующих этапов:
1 этап: Проведение комплексного обследования технического состояния помещений Объекта с выдачей технических заключений о состоянии конструкций - документ, определяющий техническое состояние каждого конструктивного элемента, инженерной системы и оборудования в отдельности, а также здания в целом, а также рекомендации по видам и объемам необходимых работ.
2 этап: Разработка проектно-сметной документации (совокупность текстовых и графических проектных документов, Определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические и иные решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для выполнения работ по капитальному ремонту здания.
3 этап: Получение положительного заключений о достоверности сметной стоимости капитального ремонта объекта в ФАУ "Главгосэкспертиза России".
При этом, в пункте 10 Технического задания Заказчиком установлены следующие сроки проведения работ:
"Работы по 1 и 2 этапу проводятся по заявкам Заказчика; Заказчик обязан направить заявку на выполнение работ не позднее 31.08.2022 г.
Срок выполнения работ по 1 и 2 этапу -30 (тридцать) календарных дней с момента подачи заявки Заказчика.
В течение 1 рабочего дня, с момента подписания заказчиком Акта приема-передачи разработанной Проектной документации, Подрядчик направляет проектно-сметную документацию в ФАУ "Главгосэкспертиза России", для проведения экспертизы сметной стоимости (с учетом регламентных сроков ФАУ "Главгосэкспертиза России" ориентировочный срок проведения экспертизы составит 70 календарных дней).
Время выполнения работ согласовывать с заказчиком (возможно выполнение Работ в ночное время, выходные и праздничные дни)".
Представитель Заказчика на заседание комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно части 1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Пунктом 1.2. проекта контракта к Закупке установлено, что результатом работ по настоящему Контракту является проектная документация, прошедшая государственную экспертизу.
На основании выше изложенного у участников закупки имеется возможность для оценки своевременной исполнимости условий контракта, предложенных Заказчиком, и принятия решения о целесообразности его участия в закупке.
Таким образом, Учреждением изложены условия которыми выражено предложение на участие в закупке. При этом установленные сроки проведения работ по мнению Заказчика являются обоснованными и никак не влияют не ограничение круга участников при проведении Конкурса.
Заявитель в доводах жалобы ссылается на нарушение Заказчиком требований Приказа Минстроя России от 15.05.2020 N 264/пр (далее - Приказ).
При этом Приказ принят во исполнение пункта 9 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации и устанавливает срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и следовательно не может быть применен к Закупке.
Изложенная выше позиция подтверждается Решением ФАС России N КГОЗ-074/21 от 01.04.2021 (копия прилагается).
Рекомендации Сборника 11.1 "Нормы продолжительности проектирования объектов строительства. МРР-11.1.02-21" на который ссылается заявитель в жалобе действуют только для города Москвы и являются именно рекомендациями, что следует напрямую из названия (МРР-московские региональные рекомендации). Объект проектирования располагается на территории Московской области.
Так же Заявитель в жалобе утверждает о нецелесообразности согласование с Заказчиком времени выполнения работ.
Согласно пункту 10 Технического задания "Описание объекта закупки" к Закупки, установлено, что время выполнения работ согласовывать с заказчиком (возможно выполнение Работ в ночное время, выходные и праздничные дни).
Согласно положению "По организации пропускного и внутриобъектового режимов ФГБУ "ОК "Рублево-Звенигородский", утвержденного Приказом Управления делами Президента РФ от 08.07.2021 N 235 проход (проезд) на территорию Учреждения осуществляется по пропускному режиму, а так же установлено, что проведение работ подрядчиком должно быть согласовано с Заказчиком, данное требование обусловлено тем, что Учреждение является оздоровительным комплексом с постоянным пребыванием отдыхающих и обязано соблюдать требования установленные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 293 ДСП "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)"
Одновременно с этим обращаем внимание, что Заказчиком согласно п. 10 Технического задания "Описание объекта закупки" установлена возможность выполнение Работ в ночное время, выходные и праздничные дни, что дает возможность подрядчику больше времени для выполнения работ. Более того, значительная часть действий, связанных с выполнение работ (в том числе работа с документацией, формирование проекта и т.д.), будет происходить в офисе самого подрядчика, а не на объекте заказчика (заказчик не предоставляет подрядчику рабочие места и компьютерной техникой для выполнения проектирования)".
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление указанных сроков выполнения работ в Техническом задании извещения о проведении Аукциона обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии представителем Заявителя доказательств обратного не представлено, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
1)Согласно Пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом".
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по указанному детализирующему показателю, поскольку Заказчиком не раскрыто понятие "предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта", в связи с чем не представляется возможным однозначно установить, сведения о каких контрактах (договорах) будут оцениваться Конкурсной комиссией что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному детализирующему показателю не соответствует пункту 28 Положения и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В соответствии с пунктом 9 Положения значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуг" присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Согласно пункту 10 Положения, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) в соответствии с Законом о контрактной системе подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
б) для подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
В соответствии с пунктом 11 Положения оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 Положения, указываются без знака "минус";
в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается.
В Критериях оценки заявок в рамках критерия "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению присваивается 100 баллов. (установлено в Постановлении 2604)".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в рамках критерия "Цена контракта" не установлены формулы расчета баллов, предусмотренные пунктом 10 Положения, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕПЛОВЫЕ РЕШЕНИЯ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 13.05.2022 N 050/06/105-16765/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 мая 2022 г. N 050/06/105-16765/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2022