Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии: - временно исполняющего обязанности руководителя Управления, заместителя руководителя Управления; членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта Управления, - специалиста 1 разряда Управления, рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы индивидуального предпринимателя Иванова Александра Тимофеевича (далее - ИП Иванов А.Т., Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - казенного учреждения ненецкого автономного округа "Ненецкий информационно-аналитический центр" (далее - КУ НАО "НИАЦ", Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: "Приобретение сервера" (извещение N 0184200000622000475),
1) Извещение о проведении электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) - 29.04.2022;
2) Наименование объекта закупки: "Приобретение сервера";
3) Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) - 7190000,00 руб.;
4) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) Дата и время окончания срока подачи заявок - 12.05.2022 09:00;
6) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 12.05.2022;
7) Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 размещен в ЕИС - 16 мая 2022 г., в присутствии представителя Уполномоченного органа, представителя Заказчика, действовавшего на основании доверенности, и участвовавших посредством системы видеоконференц-связи, в отсутствии представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя посредством ЕИС (вх. N 1338). Согласно доводу жалобы Заявителя Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно в описании объекта закупки установлены функциональные, технические характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения (возражения) по существу жалобы.
В соответствии представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе письменным пояснениям (возражениям) Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной ввиду соответствия извещения требованиям Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, и сопоставив их с фактическими обстоятельствами и представленными документами, в том числе размещенных в ЕИС, оценив их в совокупной правовой взаимосвязи, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующие основания.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе при планировании закупок товаров, работ, услуг, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключении предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов регламентируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
По смыслу частей 1, 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, если указанные в извещении требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, они могут быть признаны не нарушающими законодательство. Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников аукциона.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является приобретение сервера: Сервер (КТРУ 26.20.14.000-00000188). Данный объект закупки включен в перечень промышленных товпров, происходящтх из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В свою очередь, во исполнение частей 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: - наименование товара, работы, услуги; - единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); - описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как следует из материалов рассматриваемого дела, дополнительные технические (функциональные) характеристики сервера, не предусмотренные позицией КТРУ 26.20.14.000-000001888, Заказчиком не применялись.
Вместе с тем, в техническом задании предусмотрено приобретение по позиции 57 операционной системы.
Необходимость приобретения сервера с предусмотренным программным обеспечением в составе обусловлена невозможностью использования оборудования, поскольку товары являются технологически и функционально связанными между собой и рассматриваются как единый комплекс. Программное обеспечение, как товар, в извещении аукциона не выделено. Помимо прочего, начальная максимальная цена контракта рассчитана на основании коммерческих предложений потенциальных поставщиков о поставке сервера с предустановленным программным обеспечением (в количестве 3 коммерческих предложений).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Включение дополнительных характеристик товара обосновано отсутствием в КТРУ обязательных к применению характеристик объекта закупки, а также в связи с необходимостью соблюдения требований ч.1 ст. ЗЗ Федерального закона в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки.
Комиссия контрольного органа считает необходимым отметить, что на момент рассмотрения материалов дела в ЕИС подтверждено, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 на участие в закупке подано 2 заявки, которые соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Закупка заказчиком товаров, не отвечающих его потребностям, может привести к нарушению требований статьи 12 Закона N44-ФЗ, нерезультативности осуществления закупки, неэффективному расходованию выделенных для нее средств и повлечь ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункты 1, 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Довод Заявителя, изложенный в жалобе, не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Жалобу общества индивидуального предпринимателя Иванова Александра Тимофеевича на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - казенного учреждения ненецкого автономного округа "Ненецкий информационно-аналитический центр" проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: Приобретение сервера" (извещение N 0184200000622000475) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 17 мая 2022 г. N 083/06/106-22/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2022