Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.05.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
Оюн С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Донгак Ш.Ш. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и подателя жалобы - индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А.),
рассмотрев жалобу (вх. N 1842 от 28.04.2022 года) ИП Меньшикова Р.А. на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 на выполнение работ по строительству временного моста через р. Хемчик на км 0+500 автомобильной дороги Бай-Тал - Аржаан Шивилиг и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП Меньшикова Р.А. извещение о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 сформировано заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 не установлено требование к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению;
2.) в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
Рассмотрев жалобу и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 на выполнение работ по строительству временного моста через р. Хемчик на км 0+500 автомобильной дороги Бай-Тал - Аржаан Шивилиг, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.04.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 на выполнение работ по строительству временного моста через р. Хемчик на км 0+500 автомобильной дороги Бай-Тал - Аржаан Шивилиг, начальная (максимальная) цена контракта - 11 086 996,80 рублей.
1.) В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 не содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе N 0312300056922000019 и инструкции по ее заполнению, что является нарушением пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ИП Меньшикова Р.А. о неустановлении в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению является обоснованным.
2.) Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок (пункт 6 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
Объектом электронного аукциона N 0312300056922000019 (предметом контракта) является выполнение работ по строительству временного моста через р. Хемчик на км 0+500 автомобильной дороги Бай-Тал - Аржаан Шивилиг с начальной (максимальной) ценой контракта - 11 086 996,80 рублей.
В силу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В пунктах 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Кроме того, в описании объекта закупки (техническое задание) заказчиком установлено, что работы выполняются в соответствии нормативными документами в сфере дорожной деятельности.
Таким образом, мост как искусственное дорожное сооружение относится к автомобильным дорогам и регулируется нормативными документами в сфере дорожной деятельности.
В Приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Так, в разделе III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, а именно наличие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги (позиция 17).
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что при проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 муниципальным заказчиком должно было быть установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 не содержит таких дополнительных требований к участникам закупки, что является нарушением части 4 статьи 31 и пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ИП Меньшикова Р.А. о неустановлении в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 является обоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
В силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.07.2018 года N 30418-АС/08 к объектам капитального строительства относятся, в том числе, линейные объекты (то есть, в том числе автомобильные дороги).
При этом, согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
При таких обстоятельствах, при проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 муниципальным заказчиком должно было быть установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 не содержит такого требования к участникам закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данные правонарушения предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича обоснованной.
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушения:
2.1. пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению;
2.1. части 4 статьи 31 и пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056922000019 требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4. Выдать муниципальному заказчику - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и аукционной комиссии муниципального заказчика, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виннового должностного лица.
Председательствующий Комиссии |
А.О. Ооржак |
|
|
Члены Комиссии |
С.С. Оюн
Ш.Ш. Донгак |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.