Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.05.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
от государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва:
- "_", действующая на основании доверенности от 12.05.2022 года б/н,
- "_", действующая на основании доверенности от 24.03.2022 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Евромаркет" (далее - ООО "Евромаркет"):
- "_", действующий на основании приказа от 10.01.2022 года б/н,
- "_", действующая на основании доверенности от 06.05.2022 года N 1,
- "_", действующий на основании доверенности от 06.05.2022 года N 2,
от участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" (далее - ООО "СМТ"):
- "_", действующий на основании доверенности от 01.03.2022 года N 6,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу (вх. N 1867 от 04.05.2022 года) ООО "Евромаркет" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 на поставку сухих адаптированных молочных смесей для вскармливания детей с рождения до 1 года жизни и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Евромаркет" извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 сформировано государственным заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) в проекте контракта ненадлежащим образом установлено требование к сроку возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
2.) в проекте контракта не указан идентификационный код закупки;
3.) в проекте контракта некорректно установлен срок действия контракта;
4.) проект контракта не содержит условий об электронном порядке приемки поставленного товара;
5.) по условиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 невозможна поставка эквивалентного товара.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали жалобу ООО "Евромаркет" в полном объеме.
До рассмотрения жалобы ООО "Евромаркет" в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение государственного заказчика, согласно которому извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 разработано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Представители государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и поддержали письменное возражение в полном объеме.
Представитель участника закупки не согласился с доводами жалобы и поддержал пояснений представителей государственного заказчика.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 на поставку сухих адаптированных молочных смесей для вскармливания детей с рождения до 1 года жизни, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2), разрабатывает и утверждает проект контракта (договора) (подпункт 4 пункта 5.2), устанавливает срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (подпункт 4.1 пункта 5.2).
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 15.04.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 на поставку сухих адаптированных молочных смесей для вскармливания детей с рождения до 1 года жизни, начальная (максимальная) цена контракта - 6 999 885,98 рублей.
1.) Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
При проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 государственным заказчиком установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе (извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479).
Как следует из пункта 8.11 проекта контракта, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, производится в течение 10 рабочих дней с момента подписания соответствующего документа о приемке.
Изучив извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479, в рассматриваемом случае, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установление в пункте 8.11 проекта контракта срока возврата денежных средств с учетом положений главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не может быть рассмотрено как нарушение требований Закона о контрактной системе и не противоречит положениям части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Евромаркет" имеются ограничения в поставке товара, в том числе ограничивает право ООО "Евромаркет" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-58/2022 отсутствуют, ООО "Евромаркет" не представлено.
На основании изложенного, довод ООО "Евромаркет" о ненадлежащем установлении в проекте контракта требования к сроку возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта является необоснованным.
2.) В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Порядок формирования идентификационного кода закупки утвержден приказом Минфина России от 10.04.2019 года N 55н.
Использование идентификационного кода закупки в отдельных самостоятельных документах направлено на связывание между собой этих документов, что объясняется определенным порядком формирования символов, входящих в шифр кода.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 установлен идентификационный код закупки 222170105270717010100100360020000244.
При этом, идентификационный код закупки указывается в контракте при его заключении и при внесении в реестр заключенных контрактов, следовательно, отсутствие такого кода в проекте контракта, который входит в состав извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479, содержащую идентификационный код закупки, не является нарушением законодательства о контрактной системе.
Кроме того, достаточных доказательств того, что у ООО "Евромаркет" имеются ограничения в поставке товара, в том числе ограничивает право ООО "Евромаркет" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-58/2022 отсутствуют, ООО "Евромаркет" не представлено.
Таким образом, довод ООО "Евромаркет" об отсутствии в проекте контракта идентификационного кода закупки является необоснованным.
3.) Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, срок поставки товара определен до 15.09.2022 года (приложение N 5 к проекту контракта).
При этом, контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2021 года (включительно).
Закон о контрактной системе не устанавливает понятие и определенное требование к сроку поставки товара и к сроку действия контракта, в связи с чем, необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства.
Так, срок действия договора (статья 425 ГК РФ) и сроком исполнения обязательств по договору (статья 314 ГК РФ) не являются равнозначными, несут разные правовые последствия и могут не совпадать.
Срок исполнения обязательств - это срок, в который должно быть исполнено то или иное обязательство, предусмотренное договором (в рассматриваемом случае, срок поставки товара).
В свою очередь срок действия договора - это период времени, в течение которого действуют условия договора, существуют те или иные обязательства, предусмотренные договором (в частности, срок оплаты за поставленный товар).
Таким образом, несоответствие в проекте контракта информации о сроках поставки товара и действия контракта не может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе.
В свою очередь, как указано выше, срок действия контракта государственным заказчиком установлен до 31.12.2021 года (включительно).
На заседании Комиссии представитель государственного заказчика пояснила, что при указании срока действия контракта была допущена техническая описка.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Тыва в проекте контракта ненадлежащим образом установлен срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, довод ООО "Евромаркет" о некорректном установлении в проекте контракта срока действия контракта является обоснованным.
4.) Особенности исполнения контракта установлены статьей 94 Закона о контрактной системе.
С 01.01.2022 в соответствии со статьей 13 статьи 94 Закона о контрактной системе становится обязательным формирование и подписание документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в ЕИС в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур.
Вместе с тем, статья 34 Закона о контрактной системе, содержащая обязательные условия контракта, заключаемого по результатам процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, не содержит требование об обязательном указании заказчиком в проекте контракта условий об электронной приемке товара.
Таким образом, отсутствие данных условий в проекте контракта не может свидетельствовать о нарушении требований законодательства о контрактной системе, следовательно, довод ООО "Евромаркет" об отсутствии в проекте контракта условий об электронном порядке приемки поставленного товара является необоснованным.
Кроме того, достаточных доказательств того, что у ООО "Евромаркет" имеются ограничения в поставке товара, в том числе ограничивает право ООО "Евромаркет" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-58/2022 отсутствуют, ООО "Евромаркет" не представлено.
5.) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования).
В силу пункта 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения с указанием, в том числе, описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подпункт "в").
Согласно пункту 5 Правил использования заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком при описании объекта закупки (технического задания) используется код позиции КТРУ 10.86.10.133-00000002 "начальная молочная смесь для детского питания". При этом, государственным заказчиком указаны дополнительные характеристики с приведением обоснования необходимости использования таких характеристик.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения ограничения конкуренции (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года).
Доказательств, явно свидетельствующих о соответствии требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 только одного производителя сухой адаптированной молочной смеси для вскармливания детей с рождения до 1 года, в материалах жалобы N 017/06/105-58/2022 отсутствуют, ООО "Евромаркет" не представлено.
Кроме того, из содержания жалобы ООО "Евромаркет" наоборот следует, что требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 соответствуют два производителя молочной смеси.
В свою очередь, невозможность участия в закупке какого-либо заинтересованного лица, а равно отсутствие у каких-либо заинтересованных лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2019 по делу N А19-12265/2018).
Кроме того, в силу положений Правил использования с учетом того, что заказчик самостоятельно формирует объект закупки, позиции каталога, подлежащие применению, определяются заказчиком самостоятельно при формировании конкретного объекта закупки.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2020 года N 24-05-08/20208.
Ссылка ООО "Евромаркет" на письмо ООО "Нестле Россия" от 10.10.2019 года N 101019/1/тех не свидетельствует о неправомерном выборе заказчиком кода позиции КТРУ.
Более того, в письме ООО "Нестле Россия" от 10.10.2019 года N 101019/1/тех также указан код ОКПД2 10.86.10.133, что соответствует коду позиции КТРУ, использованного заказчиком (10.86.10.133-00000002).
При таких обстоятельствах, довод ООО "Евромаркет" о невозможности поставки эквивалентного товара в соответствии с условиями извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822001479 является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Евромаркет" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва нарушение части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в проекте контракта срока действия контракта.
3. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 17 мая 2022 г. N 017/06/105-58/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2022