Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 18.05.2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "___" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"___"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"___"- специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии от государственного заказчика - "___" (далее "___"):
- "___", действующий на основании доверенности от 01.12.2021 года б/н,
рассмотрев обращение (вх. N 1908 от 06.05.2022 года) о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося закрытого электронного аукциона N "___",
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961 (далее Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 11.05.2022 года N 132 в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) назначено проведение внеплановой документарной проверки закрытого электронного аукциона N "___".
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика направлено уведомление о месте и времени рассмотрения обращения.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержал доводы, указанные в обращении о согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/93-11/2022, а также выслушав пояснение лица, участвующего в рассмотрении дела, проведя внеплановую документарную проверку закрытого электронного аукциона N "___", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему:
Государственным заказчиком - "___" 08.04.2022 года в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "АСТ ГОЗ" размещено приглашение принять участие в закрытом электронном аукционе N "___".
Согласно протоколу N "___" от 27.04.2022 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в закрытом электронном аукционе не было подано ни одной заявки, в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе, закрытый электронный аукцион N "___" признан несостоявшимся.
06.05.2022 года за вх. N 1908 "___" обратилось в адрес Тывинского УФАС России с обращением о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком "__".
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии "___" требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также согласие "___" заключить государственный контракт на закупку "___" на условиях, указанных в приглашении принять участие в закрытом электронном аукционе и документации закрытого электронного аукциона N "___", и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в приглашении принять участие в закрытом электронном аукционе N "___", а также документы, подтверждающие соответствие единственного поставщика требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 2 части 2, частями 3 и 4 статьи 77 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
В силу пункта 4 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961 установлен предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно 1 тыс. рублей - при признании открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме несостоявшимися в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Федерального закона, а также при осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), признанного несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 (в случаях, предусмотренных подпунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе), 2 и 3 части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. При этом при выявлении в результате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части условий контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), контрольный орган в сфере закупок выдает предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе. Такое предписание в соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе должно содержать действия, которые должны быть совершены лицом, получившим такое предписание, при заключении контракта.
Контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 2 статьи 72 Закона о контрактной системе на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Законом о контрактной системе срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
В ходе рассмотрения обращения Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва оснований для отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных пунктом 13 Правил, не установлено.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе при применении закрытых конкурентных способов заказчиком разрабатывается и утверждается документация о закупке, которая должна содержать, в частности: информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 13 и 15 - 23 части 1 и подпунктами 1 - 6 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Разделом 1.2 документации закрытого электронного аукциона N "___" предусмотрена Инструкция по заполнению заявки на участие в закрытом аукционе, в соответствии с которой предусмотрено: "Все документы, входящие в состав заявки на участие в закрытом аукционе, должны быть составлены на русском языке. Подача документов, входящих в состав заявки на участие в закрытом аукционе, на иностранном языке должна сопровождаться предоставлением заверенного надлежащим образом перевода соответствующих документов на русский язык".
Функциональные (технические) и качественные характеристики закупаемых товаров установлены в части III документации закрытого электронного аукциона N "___", а именно:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические характеристики товара (потребительские свойства) |
Кол-во, шт. |
|
1 |
"___" |
Неизменяемые показатели: |
2 |
|
Назначение |
Отопление |
|||
Количество контуров |
Одноконтурный |
|||
Установка |
Настенная |
|||
Питание сети и частота, В/Гц |
380/50 |
|||
Температура теплоносителя, 0С |
30-90 |
|||
Блок управления, шт. |
В наличие |
|||
Термостатрегулятор, шт. |
В наличие |
|||
Встроенный циркуляционный насос |
нет |
|||
Встроенный расширительный бак |
В наличие |
|||
Номинальная тепловая мощность |
не менее 100 кВт |
|||
Максимальное давление в контуре отопления, бар |
не менее 6 |
|||
Тип котла, в зависимости от вида используемого топлива |
электрический |
|||
|
"___" |
Тип |
поверхностный циркуляционный |
1 |
Максимальный напор |
не менее 8 м |
|||
Пропускная способность |
не менее 4,7 м3/час |
|||
Напряжение сети |
не менее 220 В не более 230 В |
|||
Потребляемая мощность |
не менее 50 Вт |
|||
Диаметр резьбы выходящего отверстия 1 |
наличие |
|||
Режим работы |
3 скорости |
|||
Максимальное рабочее давление |
10 бар |
|||
Материал корпуса |
чугун |
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что Инструкция по заполнению заявки участника закупки не содержит порядка указания характеристик товаров, сопровождающихся словами "Не более, не менее" и символом "/, -", что может (могло) ввести участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку надлежащим образом. Подобная формулировка может допустить неясность при составлении заявки и субъективный подход при ее последующей оценке аукционной комиссией.
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - "___" установлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в документации закрытого электронного аукциона N "___" инструкции по заполнению заявки.
2. Согласно части 2 статьи 76 Закона о контрактной системе участник закупки, в отношении которого комиссией по осуществлению закупок принято решение о предоставлении документации о закупке, вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом подать заявку на участие в закупке, которая должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, пунктами 2 и 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в частности, декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 17 Информационной карты документации закрытого электронного аукциона N "___" предусмотрено:
17. Требования к содержанию, составу заявки на участие в закрытом аукционе |
Заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать информацию: 1. решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; 2. реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта; 3. предложение участника закупки в отношении объекта закупки: 3.1.) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); 3.2.) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ ; 3.3.) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; 3.4.) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке; 3.5.) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. (отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке). 4. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. |
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив пункт 17 Информационной карты документации закрытого электронного аукциона N "___", установила, что требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлена, что не соответствует положениям части 2 статьи 76 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - "___" установлено нарушение подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в части неустановления в документации закрытого электронного аукциона N "___" требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в закупке декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что допущенные нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43, части 2 статьи 76 Закона о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на результаты закрытого электронного аукциона, так как указанное нарушение законодательства о контрактной системе не ограничивает право на заключения контракта с "____", в связи с чем, основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, путем внесения изменений в аукционную документацию, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 12 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА
1. Согласовать "____" заключение государственного контракта на закупку "____" с "____" на условиях, указанных в приглашении принять участие в закупке N "___" и документации закрытого электронного аукциона N "___" и по цене не превышающую начальную (максимальную) цена государственного контракта, предусмотренную приглашением принять участие в закупке N "___" и документацией закрытого аукциона N "___".
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в действиях государственного заказчика - "____" установить следующие нарушения:
2.1. пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в документации закрытого электронного аукциона N "___" инструкции по заполнению заявки;
2.2. подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43, части 2 статьи 76 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неустановления в документации закрытого электронного аукциона N "___" требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в закупке декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закрытого электронного аукциона N "___" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе государственному заказчику - "____" и аукционной комиссии государственного заказчика, оператору электронной торговой площадки - "____" не выдавать.
4. Государственному заказчику - "____" в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта "__" представить в Тывинское УФАС России надлежащим образом заверенную его копию.
Председательствующий Комиссии "___"
Члены Комиссии: "___"
"___"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.