Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Заказчик) - Дубовик А.В., Шитькова Е.Н. (по доверенности);
- ООО "Севастопольский центр протезирования и ортопедии" (далее - Заявитель) - Дзуцев Г.А., Попандопуло В.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика, комиссия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2022 году" (извещение N 0275100000122000062) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, опубликовавшей протокол о признании победителя открытого конкурса в электронной форме уклонившимся от заключения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 NИЭОК1 ООО "Севастопольский центр протезирования и ортопедии" признано победителем Закупки с ценовым предложением - 1 713 713,00 руб.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 NИЭОК1:
"05.05.2022 подписан протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0275100000122000062, согласно которому заявка на участие в конкурсе от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольский центр протезирования и ортопедии", предложившего лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки, признана соответствующей требованиям, установленным извещением, который размещен 05.05.2022 на электронной площадке и в единой информационной системе, согласно части 5 статьи 49 Закона 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 608 203,45 руб.
Цена контракта, предложенная участником - 1 713 713,00 руб. (процент снижения 34,3%).
Проект контракта размещен заказчиком в единой информационной системе 05.05.2022.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона 44-ФЗ проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электродной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта к соответствии с Законом 44-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных Законом 44-ФЗ). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона 44-ФЗ, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором з соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Закона 44- ФЗ определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
В срок, предусмотренный ст. 51 Закона N44-ФЗ, победитель конкурса Общество с ограниченной ответственностью "Севастопольский центр протезирования и ортопедии" не исполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 N44-ФЗ, а именно:
- предоставил в качестве обеспечения исполнения контракта информацию не соответствующею извещению (в извещении отсутствует ограничение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N44-ФЗ), в связи с чем информация, предоставленная но части 8.1 статьи 96 Закона N44-ФЗ, не может использоваться в качестве обеспечения исполнении контракта. Другие виды обеспечения не предоставил. В связи с чем не предоставил документ, подтверждающий предоставление обеспечении исполнения контракта в соответствии с Законом 44-ФЗ".
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"на четвертый рабочий день, 13.05.2022 г. победитель закупки - ООО "СЦПО" подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект предложенного Государственного контракта и в 14-46 разместил на электронной площадке подписанный проект контракта. В обеспечение исполнения Контракта, в соответствии с абз.4 п.7.2 Контракта - " Участник закупку, с которым заключается Контракт по результатам определения Исполнителя, в соответствии с п.1 части 1 ст. 30 ФЗ 44, освобождается от предоставления обеспечения Контракта, в том числе, с учетом положений ст. 37 ФЗ, об обеспечении гарантийных обязательств, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками и подтверждающие исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупки трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек ( штрафов, пени)", мы предоставили указанные документы.
Однако, в 15-41 по МСК 13.05.2022 на личный телефон сотрудника ООО "СЦПО" позвонил сотрудник ГУ-РО ФСС по РК, и уведомил, что несмотря на то, что Контрактом предусмотрено обеспечение вышеуказанное, Заказчик требует в качестве обеспечения внести денежные средства.
ООО "СЦПО" сразу провело указанный платеж ( платежное поручение N421) (по системе I-Bank зачислен 16-52 МСК) и письмом от 13.05.2022 N 155 уведомило Заказчика о проведении платежа в обеспечение исполнения контракта с приложением платежного документа на электронную почту ГУ-РО ФСС по РК- info@ro91.fss.ru. Иного механизма ни ЕИС, ни площадка Сбербанка ACT не содержит, прикрепить какой-либо документ после подписания Контракта невозможно. 16.05.2022, т.е. на пятый рабочий, в порядке контроля за исполнением, сотрудник Исполнителя позвонил в 15-58 по официальному телефону ГУ-РО ФСС по РК 8-365-266-71-89 и его соединили с Солодовниковой Ю.Г. С ее слов стало известно, что, несмотря на то, что нами представлены документы, даже сверх того, что предусмотрено проектом Контракта, подписывать его с нами ГУ-РО ФСС по РК не будет, мотивируя тем, что, несмотря на то, что деньги в обеспечение поступили, но на площадке не прикреплен платежный документ. Все пояснения сотрудника Исполнителя были отвергнуты, а его ссылка на часть 4 статьи 96 44-ФЗ "контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом", вызвала лишь легкое замешательство и обязательство "посмотреть и ответить позже". Ответ так и не поступил.
Однако, 16.05.22 Государственное учреждение-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по республике Крым направило протокол N63 о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 96 закона 44 ФЗ Участник считается уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта (на 16.05.2022 такой срок не истек)".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что проект контракта был размещен Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 05.05.2022. Таким образом, крайним сроком для подписания проекта контракта является 16.05.2022 включительно. В соответствии с журналом событий, Заявителем подписан проект контракта 13.05.2022, а также предоставлено информационное письмо о подтверждении добросовестности поставщика.
Также, 13.05.2022 Заявителем были перечислены денежные средства на счет Заказчика, что подтверждается платежным поручением N421 от 13.05.2022. Данные денежные средства получены Заказчиком 16.05.2022 в 11:57. Таким образом, контракт подписан и внесено обеспечение Победителем своевременно - в пятидневный срок, предоставленный Законом о контрактной системе для подписания контракта.
Вместе с тем, 16.05.2022 в 17:30, в нарушение сроков, предусмотренных пунктом 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.05.2022 NППУ20_1.
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что в качестве подтверждения обеспечения исполнения контракта имеет значение сам факт своевременного поступления денежных средств на счет Заказчика от Заявителя, как победителя Закупки. Поскольку данная обязанность Заявителем была исполнена, оснований для признания его уклонившимся от заключения контракта не усматривается.
Данный правовой подход также отражен в Определении Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 310-ЭС19-6978 по делу N А36-4651/2018.
Таким образом, комиссией Заказчика нарушены пунктов 1,2 части 6 статьи 51, часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 6 статьи 51, часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 мая 2022 г. N 082/06/106-625/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022