На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - руководитель Крымского УФАС России Е.К.Костюшин,
члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии представителей интересов:
- ГБУ РК "Санаторий для детей и детей с родителями "Орленок"" (далее - Заказчик) - Захарова Е.В. Е.В.(по доверенности),
- РОД "Объединение потребителей России" в Республике Крым " (далее - Заявитель) - Анельчук Н.С. (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупок N0375200033520000024, N0375200033520000025, N0375200033520000027, N0375200033520000028, N0375200033520000021, N0375200033520000022, N0375200033520000023, N0375200033520000020, N0375200033520000013, N0375200033520000016, N0375200033520000017, N0375200033520000015, N0375200033520000014, N0375200033520000008, N0375200033520000009, N0375200033520000010, N0375200033520000007,
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
Согласно обращению Заявителя: "_Установленный же порядок оценки заявок ставит в преимущественное положение поставщиков-посредников (приобретающих большое количество наименований несопоставимой пищевой продукции: молочная продукция, овощи, бакалея, консервы, и др.) перед заводами-изготовителями, поставщиками, осуществляющими деятельность в рамках определенного товарного рынка (молочной продукции, мясной продукции и др.).
Показатель "наличие участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" подразумевает не просто наличие ранее исполненных контрактов, а наличие тех контрактов, которые, непосредственно связаны с проводимой закупкой.
При этом в случае принятия к оценке договоров на поставку любой пищевой продукции при закупке, например, молока питьевого для нужд детского сада, создается возможность подтверждения опыта участника предоставлением договоров на поставку алкогольной продукции, продуктов питания, запрещенных в питании детей санитарными нормами. Также и опыт поставки скоропортящейся продукции (например, молока, охлажденного мяса), которая требует соблюдения строгих температурных условий, предполагает ежедневную поставку, регистрацию поставщика в системе "Меркурий" и др. имеет очевидные отличия от опыта поставки, например, консервов, макарон, овощей при которой такие требования не предъявляются.
Кроме того, по итогам мониторинга результатов закупок установлено, что такой порядок оценки приводит к заключению контрактов по необоснованно высоким ценам.
Имеет место практика предоставления нескольких тысяч контрактов несопоставимого характера, что, учитывая значимость критерия оценки, предоставляет такому участнику непреодолимое преимущество и позволяет заключать контракты без снижения НМЦК.
ГБУ РК "СДДР "Орлёнок" - в 2020 году проведены конкурсы на поставку продуктов питания.
В результате по итогам 17 процедур закупок пищевой продукции (N 0375200033520000024, N 0375200033520000025. N 0375200033520000027, .N0375200033520000028, N0375200033520000021. N 0375200033520000022. N0375200033520000023, N0375200033520000020. N0375200033520000013. N0375200033520000016, N0375200033520000017, N0375200033520000015, .N0375200033520000014. N 0375200033520000008, N0375200033520000009, N0375200033520000010, N 0375200033520000007) победителем всех закупок определен один и тот же участник - контракты заключены по начальной максимальной цене, экономия расходования средств бюджета составила 0 рублей. В 10 закупках данный участник является единственным.
По итогам закупки N0375200033520000022 заключён контракт на поставку хлеба ценой 891 307,40 рублей, в то время как производителем хлебобулочных изделии предложена цена па 31,5% ниже - 607 800,00 рублей.
По итогам закупки N0375200033520000025 заключен контракт на поставку масла сливочного, цена контракта - 1 371 568.80, в то время как производителем молочной продукции предложена цена на 21% ниже - 1078 608,00 рублей
В 2021 году по результатам закупок N0375200033521000029 заключен контракт с тем же поставщиком продукции при том, что производителем молочной продукции предложена цена на 34% меньше".
Далее по тексту приведены нормы Закона о контрактной системе в действующей редакции на дату опубликования извещения о закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В подпункте б) пункта 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
- характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27.1 и 27.4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания:
"Направляю пояснения на обращение председателя РОД "Объединение потребителей России" в Республике Крым Егорова О.С., по закупкам и заключённым контрактам извещения: N0375200033520000024, N0375200033520000025, N0375200033520000027, N0375200033520000028, N0375200033520000021, N0375200033520000022, N0375200033520000023, N0375200033520000020, N0375200033520000013, N0375200033520000016, N0375200033520000017, N0375200033520000015, N0375200033520000014, N0375200033520000008, N0375200033520000009, N0375200033520000010, N0375200033520000007, N0375200033521000029.
Закупочные процедуры ГБУРК "СДДР "Орленок" проведены в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЭ "О защите конкуренции", процедуры опубликованы и завершены до 20.12.2021 года.
Способ определения поставщика определен на основании п.2.2. ч,2 Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в связи с необходимостью установления требований к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (в соответствии с п. 6 приложения N 2 1111 РФ N 99) "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Расчет начальной (максимальной) цены произведен в соответствии со статьей 22 Федерального закона N44-ФЗ и с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании предоставленных коммерческих предложений от поставщиков.
Победители конкурсов были определены по результатам оценки заявок, с учетом ценовых и неценовых критериев".
Представитель Заявителя в ходе заседания пояснила, что не просила провести внеплановую проверку. Комиссией УФАС установлено, что возможность обжалования в порядке статьи 105 Закона о контрактной системе не реализована. Исходя из этого, Комиссией УФАС спустя более чем год с момента проведения закупки не представляется возможным установить ограничивали ли конкуренцию положения документации и, следовательно, ответить на вопрос о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Проведение внеплановой проверки прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.К.Костюшин
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Э.С.Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 мая 2022 г. N 082/06/99-645/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022