Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение, направленное ГБУ "СРЦН "Ласточка" Шатковского района (далее - Заказчик) в адрес Нижегородского УФАС России, о включении информации об ООО "М-Групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр), Комиссия ФАС России
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку,в случае обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик представил в Нижегородское УФАС России в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информацию об ООО "М-Групп" для включения в Реестр.
Комиссией Нижегородского УФАС России 19.04.2022 принято решение по делу N РНП 52-83-МВ (далее - Решение N 1), в соответствии с которым информация об ООО "М-Групп" включена в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 16.05.2022 Комиссией объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.05.2022.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Заказчиком 19.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку облучателей-рециркуляторов воздуха бактерицидных настенных (номер извещения в ЕИС - 0332200011421000014) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 130 302,37 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 30.11.2021 N 0332200011421000014-3-1 победителем Аукциона признано ООО "М-Групп".
Между Заказчиком и ООО "М-Групп" заключен контракт от 13.12.2021 N 169 (далее - Контракт), цена которого составила 73 099,63 руб.
Пунктом 1.1 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку облучателя-рециркулятора воздуха бактерицидного настенного (далее - Товар).
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта установлено, что поставка Товара осуществляется ООО "М-Групп" в течение 10 календарных дней с даты заключения Контракта. Таким образом, срок исполнения обязательств по Контракту - 23.12.2021.
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что приемка поставленного оборудования осуществляется в ходе передачи оборудования Заказчику в месте доставки и включает в себя в том числе проверку комплектности и целостности поставленного оборудования. Также по факту приемки оборудования Поставщик и Заказчик подписывают Акт приема-передачи оборудования.
Согласно пункту 6.2 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу оборудования в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В соответствии с пунктом 6.3 Контракта Заказчик в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения от Поставщика документов направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Оборудования или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта установлено, что стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации,для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из представленных материалов Обращения следует, что ООО "М-Групп" 23.12.2021 осуществило отгрузку Товара ООО "Деловые линии" с целью поставки Товара Заказчику.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что ООО "М-Групп" обязательства по Контракту в срок, установленный Контрактом, не исполнило, в связи с чем Заказчиком в адрес ООО "М-Групп" направлена претензия от 24.12.2021 N 548 о нарушении договорных обязательств.
24.12.2021 письмом N 24-1Л ООО "М-Групп" уведомило Заказчика о задержке поставки Товара в связи с большой загруженностью транспортной компании ООО "Деловые линии" и сообщило, что Товар будет доставлен 27.12.2021. Кроме того, ООО "М-Групп" уведомило Заказчика о готовности оплатить пеню согласно условиям Контракта.
При этом по состоянию на 28.12.2021 Товар Заказчиком не получен,в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.12.2021 N 570 (далее - Решение N 2).
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона
N 360-ФЗ 28.12.2021 Решение N 2 размещено в ЕИС, а также направлено Заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения ООО "М-Групп", указанному в Контракте.
Согласно представленным в Обращении сведениям Заказчиком 10.01.2022 получена информация о вручении Решения N 2 ООО "М-Групп", что является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно материалам дела 14.01.2022 товар доставлен в адрес Заказчика. При этом Заказчиком в адрес ООО "М-Групп" направлено письмо от 20.01.2022, согласно которому товар не принят по причине истечения срока действия Контракта.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Товар не принят по причине его несоответствия условиям технического требования Контракта, а также в связи с истечением срока действия Контракта.
Представитель ООО "М-Групп" на заседании Комиссии пояснил,что Заказчиком в соответствии с условиями Контракта не осуществлена приемка поставленного товара, не проведена экспертиза товара. Акт приема-передачи или мотивированный отказ от подписания такого акта с указанием недостатков и сроков их устранения в адрес ООО "М-Групп" не направлены.
По результатам рассмотрения Обращения Заказчика Комиссией Нижегородского УФАС России 19.04.2022 принято Решение N 1.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 Закона о контрактной системе.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки в Реестр, контрольный орган в сфере закупок обязан проверить совокупность всех действий, которые связаны с исполнением контракта.
Вместе с тем Нижегородским УФАС России не учтено, что ООО "М-Групп" в срок, установленный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе осуществлена доставка Товара Заказчику, при этом Заказчик в нарушение условий Контракта отказал в приемке Товара без достаточных к тому оснований.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том,что действия Заказчика, не предоставившего ООО "М-Групп" возможность устранить нарушения условий Контракта в десятидневный срок после надлежащего уведомления о расторжении Контакта, нарушают часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Также Комиссией установлено, что Заказчиком направлено Решение об одностороннем отказе в адрес Нижегородского УФАС России вне регламентированного срока, а именно 13.04.2022, что не соответствует положениям части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, основания для включения в Реестр информации об ООО "М-Групп" у контрольного органа отсутствуют,в связи с чем Комиссия не может согласиться с выводами комиссии Нижегородского УФАС России, изложенными в Решении, поскольку территориальном органом ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации об ООО "М-Групп" в Реестр, вышеуказанным обстоятельствам оценка не дана.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 14 статьи 95, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Направить в адрес Нижегородского УФАС России решение Комиссии от 18.05.2022 по делу N 22/44/104/РНП5.
3. Передать соответствующему должностному лицу Нижегородского УФАС России материалы от 18.05.2022 по делу
N 22/44/104/РНП5 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течении трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2022 г. N 22/44/104/РНП5
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022