Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Орис" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение модульного здания для размещения регистрационно-экзаменационного подразделения (МРЭО N 11), в целях реализации возложенных на полицию обязанностей по оказанию государственных услуг населению в рамках государственного оборонного заказа, в целях обеспечения государственной программы вооружения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172100005922000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 18.05.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.05.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 29.04.2022 (далее - Извещение);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 400 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации на 2022, КБК - 18803020830292019211;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.05.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 05.05.2022;
8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника закупки;
9) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе 1 заявка признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "ЭЛМАКО" с предложением о цене контракта за единицу товара, работы, услуги в размере 75 137 730,60 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Законна о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе в связи с предоставлением в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товара, сопровождающихся словами "должен отвечать, требуется, должен быть, должна подходить, требуется, должен иметь".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе при подготовке заявки участником закупки должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных (неоднозначных) толкований.
Вместе с тем на Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки указаны следующие характеристики поставляемого товара:
В позиции N 13 "Профиль гнутый стеновой" и N 14 "Профиль гнутый половой" указано значение показателя высота "должна быть 35 мм".
В позиции 39 "Дверной блок наружный ДН-1" - "толщина внутреннего и наружного стальных листов должна быть 2,0 мм".
При этом указанные примеры не являются исчерпывающими.
Таким образом, Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе представлены характеристики товара, которые не соответствуют требованиям технического задания Извещения и инструкции.
Вместе с тем Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
На основании выше изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона не противоречат Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
При этом согласно выше указанным нормативно-правовым актам предметом одного лота не могут быть товары, включенные и не включенные в перечни товаров, соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках закупки поставке подлежит не монтируемое оборудование различных товарных рынков, например, система видеонаблюдения (видеорегистратор, монитор, камера), внешнее освещение (светильники), при этом указанный перечень не является исчерпывающим.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем формировании объекта закупки, поскольку включение в один объект закупки разнородных товаров приводит к невозможности соблюдения ограничений на допуск товаров иностранного происхождения, а также запретов на допуск товаров иностранного происхождения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют положениям статей 14, 33 Закона о контрактной системе и нарушают части 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с приложением N 4 к техническому заданию Извещения Заказчиком установлены требования к характеристикам, в том числе, следующих поставляемых в рамках исполнения государственного контракта товаров: "Монитор" (позиция КТРУ 26.20.17.110 "Монитор, подключаемый к компьютеру", дата обязательного применения - 10.02.2022), "Коммутатор" (код ОКПД 2 26.30.11.110 "Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации", дата обязательного применения - 10.02.2022).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в приложении N 4 к техническому заданию Извещения установлены требования к товару "Монитор" (код ОКПД 2: 26.20.17.110 "Мониторы, подключаемые к компьютеру", дата обязательного применения - 10.02.2022).
Обязательными характеристиками для данной позиции КТРУ являются "Размер диагонали", "Угол обзора по вертикали" и "Угол обзора по горизонтали" с обозначением характеристики как "".
При этом Заказчиком установлена следующая характеристика "Размер экрана" "не менее 23 и не более 24".
Кроме того, Заказчиком установлены характеристики, которые отсутствуют в КТРУ: "Цвет: черный", "Покрытие корпуса: матовое", "Количество разъемов D-SUB: не менее 1", "Количество разъемов DVI: не менее 1" и т.д.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком к товару "Коммутатор" в техническом задании Извещения не установлены обязательные характеристики "Блок питания", "Тип блока питания", "Тип передачи данных" и иные, предусмотренные позицией КТРУ 26.30.11.110.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в техническом задании Извещения указаны характеристики товара "Коммутатор", не предусмотренные позициями КТРУ, такие как: "Номинальное напряжение питания", "Допустимая температура окружающей среды, при которой должна быть возможна эксплуатация прибора".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару не в соответствии с позициями КТРУ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Орис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 3, 4 статьи 14, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.05.2022 N 28/06/105-1366/2022 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2022 г. N 28/06/105-1366/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022