На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Сапогова А.С. (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку канцелярских принадлежностей (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013022000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
До момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в ФАС России 23.05.2022 поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба Заявителя оставлена без рассмотрения по существу.
Вместе с тем, в связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС (далее - Извещение) - 28.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 423 672,48 рубля;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 08104052540290020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.05.2022;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 11.05.2022;
8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
9) в результате рассмотрения заявок, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Стандарт" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере 721 042,83 рубля.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 N ИЭА1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе по причине несоответствия информации и документов, предусмотренных извещением о проведении Аукциона, а именно: "Согласно п. 2.4.7, 2.6 раздела 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона): в случае, если требуемое значение установлено с использованием союза "или", то участнику закупки необходимо выбрать одно значение из установленных заказчиком. В заявке на участие в закупке должны быть указаны конкретные (точные) показатели товара без использования слов, словосочетаний, знаков, символов, которые будут исключать конкретные (точные) значения показателей. Участник закупки по позиции 21 "Папка картонная" не указал конкретный показатель товара (по показателю "материал покрытия"), соответствующий значению, установленному в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона). Участник закупки не выбрал материал покрытия из предложенных вариантов".
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка канцелярских принадлежностей.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с описанием объекта закупки Извещения к товару "Папка картонная" (далее - Товар) установлены требования к характеристикам, в том числе "Материал покрытия: бумвинил или ПВХ".
В соответствии с пунктом 2.4.7 инструкции по заполнению заявки приложения N 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к Извещению (далее - Инструкция) в случае, если требуемое значение установлено с использованием союза "или", то участнику закупки необходимо выбрать одно значение из установленных заказчиком.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя по Товару указана следующая характеристика: "Материал покрытия - бумвинил".
Учитывая изложенное, а также, изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что представленная в составе заявки Заявителя характеристика к предлагаемому к поставке Товару, соответствует положению пункта 2.4.7 Инструкции.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Победителя к Товару установлена следующая характеристика: "материал покрытия - бумвинил или ПВХ".
Вместе с тем, учитывая то, что в соответствии с пунктом 2.4.7 Инструкции требуемое значение установлено с использованием союза "или", то участнику закупки необходимо выбрать одно значение из установленных, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что представленная в составе заявки Победителя характеристика к предлагаемому к поставке Товару не соответствует положению пункта 2.4.7 Инструкции.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки Заявителя, а также признании заявки Победителя соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе, нарушают часть 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 24.05.2022 N 22/44/99/159 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2022 г. N 22/44/105/159
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022